Пока обруч катится, он не упадёт!
Пока идёт война, армия не развалится,
а будет армия, будет и Талиг.
… Если остановишься, те, кто не думает, -
задумаются, а это удовольствие не для всех.
Зззакончила…
[задумчиво сидит]
Хотя, как вы сами видите, ещё ничего не закончено и не завершено. Впереди два последних тома, но пометка «готовится к изданию» вместо «не окончено» внушает определённые надежды. Надежды на то, что мы узнаем, чем же Сердце Зверя успокоится уже при Медведе, а не снова при Путине

Впечатления сложные, материал объёмный. Мне уже самой интересно: какой процент происходящего я ловлю? От реально совершающегося? Дай бог, если тридцать – тридцать пять наскребётся
Спойлеры в скромных количествах[продолжает задумчиво сидеть]
Не знаю я, что рассказывать! (Ц). И с какого конца подходить. Прав был кто-то в сети, когда сравнил «Отблески Этерны» с «Войной и миром», хотя, если строго и между нами, то граф в масштабности общего замысла всё же не дотянул
. Удивительно, как пласт мистики способен углубить и видоизменить общее полотно, придать ему иное звучание. Совсем как те слои в фотошопе, которые продемонстрировала на мастер-классе arventur 
Давайте я зайду со стороны героев.
В этом томе для меня центральными фигурами стали трое: Лионель Савиньяк, Марсель Валме и… конечно же королева Катарина 
«Лионель изнутри» - это было в высшей степени поучительно. Работа маршала в подробностях… Истинно форский взгляд на мир… И при этом уникальная схема мышления, достойная вене
. «Стать врагом», изучив все его привычки; вжиться в образ; не имитировать – выстроить! – цепочку мыслей, а в результате оказаться на два шага, на целую вечность впереди. Высочайшее искусство. Права была Марианна, сказав, что сердца у Лионеля нет и никогда не будет. Он реально страшный человек. Не такой, может, яркий, как Первый Маршал, не такой, как он, любитель эпатажа и широких жестов, но от этого не менее опасный, честное слово. А возможно и более – поскольку любит держаться в тени. Как мне показалось, в нём не столько от Савиньяков, сколько от Рафиано.
И вот здесь мы подходим к самому главному: к вектору приложения усилий второго маршала Талига. А вектор-то знакомый. Форский
. И именно это придаёт ситуации её окончательный смысл. Если маршал Савиньяк страшен – то только для врагов своей страны; если он жесток – то ровно в той степени, которая необходима для достижения целей. Цели могут быть вам не видны, но не сомневайтесь – они есть. Если на минуту представить себе, что старший из Савиньяков нацелен на обогащение, на расширение личной власти, на месть, на удовлетворение страсти убивать, в конце концов – вот это было бы реально страшно. А так… Вот из кого вышел бы король, честное слово! Не харизматичный Рокэ, не бесхребетный Фердинанд, не безгрешный (пока) младенец Карл… Если бы кто-то спросил меня, я бы проголосовала за Савиньяка, за холодную ящерицу Лионеля с его хамелеоньей переливающейся шкуркой. И с неизменной розовой рамкой, украшенной пошлыми лебедями 
О Марселе сейчас говорят много. На Зелёный Форум я не хожу, но брызги долетают и во френд-ленту. Некоторые его осуждают? Вот странно. За что? За филигранную игру в «людской бильярд»? (Так я называю непрямые манипуляции, когда цели достигаются путём действий и поступков других людей, которым искусно внушили некие мысли, иногда после нескольких «карамболей»). Точно, странно. А что он должен был делать? Верноподданнически спасать «своего короля»? Который, если подумать, уже официально не был никем и ни для кого, если не считать семьи и отдельных идиотов, поклявшихся кровью.
Давайте, опять же, определим цели. (Я смотрю, с этого вообще разумно начинать). Так чего же хотел Марсель Валме, почтительный сын, вдохновенно проклятый отцом? Может, прославиться? Ах, нет… Тогда, наверное, герцогский титул и полцарства в придачу? Тоже нет?.. Удивительный молодой человек! Рискнуть всем и пойти на преступление единственно ради несчастных цветочниц Олларии
. При этом проявить такую недюжинную изобретательность и в довершение всего суметь заключить сделку с призраком
. Вот тут уж точно кровь говорит сама за себя: истинный Валмон. Острый ум; беспечный вид; свежий, оригинальный взгляд на вещи и на границы возможного – если это не будущий блестящий экстерриор, то мою любимую кепочку с козырьком ждёт судьба галстука шляпы виконта Сэ
Бледный наш гиацинт Катарина Оллар остаётся для меня вечной загадкой
. Вот уж чьи цели неясны абсолютно! Но это не важно, нет-нет, совершенно не важно. Ибо когда наблюдаешь игру Мастера, здравый смысл отступает перед восхищением Искусством и склоняется в придворном поклоне
. По крайней мере у меня 
Сцены, проведённые Катари, сыграны блестяще. Остаётся надеяться, что в её планы не входит гибель Талига вообще и Олларии в частности – иначе стране не жить. Серьёзно, я уже начинаю бояться эту слабую женщину. «Талигойская роза», щасс! Помните эпизод в «Гражданской кампании» Лоис М.Буджолд, когда некто стоумовый утверждал, что «леди Элис не имеет голоса в Совете Графов» (Ц)? А в Талиге женщина не может быть регентом, ага. И вообще не располагает рычагами власти. Особенно верится в это, когда перед мысленным взором встаёт картина известных событий в Нохе. Хрупкая женщина, замершая у перил: беременная на седьмом месяце беззащитная вдова, чей коронованный враг погибает сейчас у неё на глазах. Много помогли Альдо Ракану армия, слуги, придворные; вся мужская власть и самонадеянность? И это против женщины, которая видела его считанные несколько раз…
Вот кого нужно бояться, господа! Женщины в принципе опаснее мужчин. Ограниченность возможностей способна порождать изощрённость за гранью воображения, а если ещё наложить отсутствие твёрдых моральных норм... И в этом смысле партия в пинг-понг между Штанцлером и Катариной, где Ричард Окделл исполняет незавидную роль шарика для битья, меня заранее пугает. Уж больно эр Август не мужчина. И к делам и ответственности у него подозрительно женский подход… Очень плохо всё это может закончиться!
Ещё несколько моментов, о которых хотелось бы упомянуть.
Ричард Окделл меня доконал
. Его состояние уже стало патологическим, я права? Человек, планирующий построить в своём доме алтари всех богов сразу
… Этот момент меня поразил. Впрочем, не больше, чем нежелание освободить особняк Ворона и готовность поселить там бывшего кансилльера
. Сначала я решила, что это авторский перебор. Но потом мне в голову пришла мысль о безумии, и именно на ней я решила остановиться. Вплоть до поступления новых данных 
Смерть Альдо стала для меня неожиданностью. Очень неожиданной неожиданностью
. Казалось бы, с его исчезновением сходит со сцены Главный Враг и всё должно устаканиться – не тут-то было. Наоборот, мне почему-то стало ещё страшнее. Раньше хотя бы была ясная точка приложения, была чёткая цель, к которой персонажам стоило стремиться, а что сейчас? По-моему, мистическая составляющая стремительно выходит на первый план и это радовать обывателя не может. Ибо что такое жалкий Альдо Ракан, когда есть Цилла, которой нравится в Доре
?
С вашего позволения, итог.
По-моему, книга удалась. Несколько монотонное начало (первые страниц сто пятьдесят
) с лихвой уравновешивается бурной серединой и многозначительной концовкой, которая на самом деле скорее пролог. Читательский интерес не потерян, напротив, новые повороты сюжета обеспечат фэндому достаточно материала для трафикопролитных боёв стенка на стенку вплоть до выхода следующей книги
Не говоря уже о том, что я крайне одобряю такой литературный стиль. Добротный язык, не вызывающий возражений, в современной фантастике лакомство нечастое 
Об издании. Хочу отдельно похвалить оформление и рисунки Амока, а также отметить то, что всех «тергающих воробьёв» (ТМ) автору и группе поддержки удалось переловить. Я заметила всего одну опечатку – честное слово, по нашим временам это блестящий результат! Единственное чего мне не хватало и не хватает в каждом в томе, это опять-таки карты. Видимо, есть такая болезнь – географический дальтонизм
. Не каждому дано отличать на слух Южную Эпинэ от Северной Придды
Резюме: Камша, господа!Категория:
намек хотя бы в конце ОВДВ (насчет крутости), когда Арамона войти не может, а Цилла входит и задувает свечки...
Сорри, неудачно выразилась: сомнений в том, что Цилла круче и "здесь главная" у меня нет; не вижу намёка на "миссию" или "иную природу". Но уверена, что вполне могла это пропустить
Может, оно и так, насчет проверки, но однозначный вывод пока боюсь делать
Да-да! Всё, что мне в начале цикла казалось "однозначным", в итоге полетело в тартарары
Вот за что этот цикл безумно и люблю!