воскресенье, 04 ноября 2007
Не надо тянуться за птицей в небе,
если у тебя под ногами добро лежит,
нужно только нагнуться
Ещё один «вбоквел» к джеронской серии «Третья сторона зеркала», парный к роману «Свобода уйти, свобода остаться». С основным повествованием он связан слабо, и слава богу: поскольку я цикл ни разу не перечитывала, тонкости/подробности от меня ускользнули, слегка наметив на прощание «место сочленения» с телом цикла, впрочем, весьма туманно. Но появившегося ненадолго Джерона невозможно было не узнать: как-никак – приглашённая звезда
читать дальшеРоман повествует о судьбе Маллета Нивьери, двадцатисемилетнего парня, сироты, жителя города Саэнна, официально зарегистрированного мага с правом практиковать. Но судьбе очень нелёгкой, местами даже трагической – ибо очень трудно быть нетипичным магом в городе классических волшебников, да и сам характер Маллета не из лёгких. Неудачливый, чрезмерно честный, плохо ладящий с людьми, Маллет просто напрашивается на неприятности, и они охотно находят его, чтобы затянуть в свои сети. За двадцать семь лет не завести друзей?.. Ни одного? Пережить загадочную и трагическую смерть отца, быть брошенным собственной матерью без объяснения причин, остаться без фамильной библиотеки, которая позволила бы хоть немного отшлифовать свой ущербный Дар? Тяжко всё это. И поступки самого Маллета, строго следующего собственному, непонятному поначалу кодексу, отнюдь не облегчают для него ситуацию. А наличие, как позже выяснилось, затаившегося врага ещё более осложняет обстановку. Повезло кому-то, ох, повезло, что нечто – Провидение ли, случайность? – в ответ на зов отчаявшегося вывело ему из Пентаграммы не ожидавшегося демона, а кое-кого совсем другого, существо, единственно способное понять несчастного недо-мага и по-дружески вправить ему мозги 
Это было о сюжете, теперь об исполнении.
Мы имеем ещё один типичнейший роман Вероники Ивановой: рефлексирующий мальчик, нетрадиционный маг, от первого лица. Я всё поняла, нужно смириться
. Следует поименовать эту особенность как неистребимую авторскую индивидуальность и не ждать чего-то другого, не портить себе нервы. Такое случается: есть узкие актёрские амплуа, встречаются и писательские, знаем тому примеры. Поэтому читателю просто следует определиться: относится он к «читателям Ивановой», близок ему такой стиль, такой герой и такие проблемы – милости просим. Раздражает – до свидания, оставьте кактус в покое, поберегите желудок. И чернила тоже поберегите – зачем спешить критиковать то, что вам заведомо не интересно? Охотничьи угодья стоит полюбовно разделить и не браконьерствовать на чужой половине 
Справедливости ради скажу, что Маллет уже меньше похож на Джерона, чем Тэйлен («Берег Хаоса»). Более замкнутый характер и некий оттенок мизантропии делают героя значительно менее общительным и не столь намазанным мёдом для несчастненьких всех мастей, готовых охотно перевесить на доброго дядю собственные проблемы. Но всё равно, я бы очень охотно почитала роман daeni, в котором главным героем была бы девочка: да даже чисто из спортивного интереса – как бы она думала, говорила и действовала
? Буду теперь надеяться, что автор всё же решится на эксперимент 
Написан роман тоже как обычно: качественно и добротно. Хороший, «плотный» язык, интересные персонажи, уникальные придумки-«изюминки». Увлекательность текста вполне на достаточном уровне, чтобы сев читать поздно вечером, наутро об этом пожалеть и пробурчать в адрес автора что-то столь же неразборчивое, сколь и несправедливое
. Почему-то в таких случаях всегда виновата книга, а не тот, кто полночи её читал 
Осталось у меня несколько вопросов, но они скорее «организационные». Почему при столь жёстком «лицензировании» магии и собственных твёрдых принципах герой всё же соглашался тайно и незаконно врачевать? Если он не имел виграммы на чарование оружия, то на каком основании работал в кузне своего дяди, накладывая чары прямо при создании клинков? Несколько удивила высокопарно декларируемая беспристрастность Главы Надзора: ладно, готовность дать поручительство за Трэммина ещё можно объяснить, но ведь он бестрепетно покрыл преступление собственного сына и при этом даже не поморщился. Специально я блох не ищу, всегда увлечённо следую за сюжетом, но эти мелочи царапнули и запомнились.
Что очень меня повеселило, так это явление «демона Джера» в пентаграмме из огрызков свечей – допрыгался бедный Джерон до нового статуса
. Вот что значит верно сформулировать запрос при использовании Яндекса: не требовать абстрактного Исчадия Ада, а пожелать конкретно разрушать и, соответственно, заполучить самого Разрушителя 
Так почему же я продолжаю относить себя к «читателям Ивановой»? Элементарно: потому что меня интересует её проблематика, и именно при чтении романа «Раскрыть ладони» это стало особенно заметно. Два основных вопроса: поиски себя и природа творчества, вот что меня цепляет.
…Ведь магия – это типичное творчество, творчество в чистом виде, не правда ли? И сейчас, набрасывая эту ррецензию, я улыбаюсь тому, что это не составляет мне особого труда. Слова ли, Нити ли, они охотно повинуются любящим рукам, с радостью занимая нужные, единственно правильные места. Творчество – это всегда в каком-то смысле гобелен, и чем талантливее ткач, тем меньше узелков на его изнанке. Не нужно тянуть нити на себя Силой, достаточно улыбнуться и позвать – и они придут сами, добровольно. Ведь так приятно поиграть с тем, кто любит тебя и способен разглядеть 
…Человек, не обретший внутреннего равновесия, уязвим. И если тебе знакомо ощущение, что Судьба долго и последовательно рубит тебя топором, откалывая щепку за щепкой до тех пор, пока ты почувствуешь - ещё минута, и дерево твоей жизни рухнет, погребая под собой планы и мечты… Тогда «Раскрыть ладони» - это книга для тебя. И пусть ничто не ново под луной, но всегда полезно ещё раз напомнить себе, что надёжный рецепт счастья давно известен и на заветном листке написана всего одна фраза – «Я возьму сам»
Резюме: хороший роман, но адресный – для поклонников творчества Вероники Ивановой.Категория:
«За все прожитые годы мне досталось очень мало заботы от людей, которые меня окружали. Но каждая попытка чужого вмешательства, совершённого даже с любовью и самыми благими пожеланиями, неизменно заканчивалась для меня бедой. И потом, если даже родная мать без видимых причин предала и бросила, как я могу верить незнакомому человеку? Да и отец…
Он прятал меня от жизни. Слишком долго прятал. Может быть, щадил, может быть, надеялся найти средство всё исправить. Но что получилось? Мои сверстники, те, что могли бы стать моими друзьями, считали меня заносчивым выскочкой, а теперь открыто смеются или ненавидят. Пусть прошлое изменить невозможно, но я не знаю, что сделать с настоящим, чтобы будущее было ласковее ко мне… Не знаю. И подсказать никто не может. Зато я хорошо понял кое-что другое.
Помощь делает меня слабее. Проедает в моих доспехах дырочку за дырочкой. И если я буду принимать её без разбора… Да вообще если буду принимать, окончательно потеряю способность драться самостоятельно! А это будет означать гибель»
@темы:
Ррецензии
Почему при столь жёстком «лицензировании» магии и собственных твёрдых принципах герой всё же соглашался тайно и незаконно врачевать? Если он не имел виграммы на чарование оружия, то на каком основании работал в кузне своего дяди, накладывая чары прямо при создании клинков? Несколько удивила высокопарно декларируемая беспристрастность Главы Надзора: ладно, готовность дать поручительство за Трэммина ещё можно объяснить, но ведь он бестрепетно покрыл преступление собственного сына и при этом даже не поморщился. Специально я блох не ищу, всегда увлечённо следую за сюжетом, но эти мелочи царапнули и запомнились.
(озабоченно) да-да!
Мне еще показалось все странным и непонятынм с Трэммином... Зачем ему...? Так и не поняла.
Мне еще показалось все странным и непонятынм с Трэммином... Зачем ему...? Так и не поняла.
Тут я списала на странности человеческого мышления. Мне показалось, что Трэммин испытывал удовольствие от собственно процесса - тюча и по-мелочи притесняя племянничка. Зачем же терять такое развлечение и ощущение власти над человеком? Пусть не полной, но восхитительно уютной
К тому же, можно было и больше фантазии приложить, если дело именно в этом. Маллет, к примеру, с ума сходил по отцовским книгам - так можно было бы их выкупить у того барыги, и Маллет бы прыгал вокруг дядюшки еще долго-долго.
Маллет, к примеру, с ума сходил по отцовским книгам - так можно было бы их выкупить у того барыги, и Маллет бы прыгал вокруг дядюшки еще долго-долго
А вот это точно!
Там где-то ближе к концу Трэммин говорил некую "речь" Маллету и про Маллета, но перечитать и освежить в памяти не имею возможности, бо книжку уже унесли читать
Но я действительно думала, что книги купил Трэммин, когда Маллет примчался с деньгами и получил отказ. Удивилась, что это был благодарный клиент.
Кстати, я еще почему-то ожидала, что Джерон, раз уж явился, как-нибудь вобьет Маллету в голову, что он слишком зациклился на этих книгах...
Но я действительно думала, что книги купил Трэммин, когда Маллет примчался с деньгами и получил отказ. Удивилась, что это был благодарный клиент.
Да-да-дададад! Я тоже так подумала
Кстати, я еще почему-то ожидала, что Джерон, раз уж явился, как-нибудь вобьет Маллету в голову, что он слишком зациклился на этих книгах...
А я почему-то решила, что он освободит его от "лишнего" кусочка Лунного серебра
Видимо, Джерон и сам так думал, так как ограничился стоянием в стороне и моральной поддержкой.
честно говоря, я думала, что можно было и без Джерона обойтись
Нну, там был нужен шок - и Джерон этот шок сполна обеспечил
Шок уже был, когда Маллет осознал, что руки ничего не чувствуют, и решил, что это навсегда, и он больше ни на что не способен...
Эмм... Мне кажется, что это какой-то не такой шок. Не тот, что был нужен
Мы имеем ещё один типичнейший роман Вероники Ивановой: рефлексирующий
мальчик, нетрадиционный маг, от первого лица. Я всё поняла, нужно
смириться
(ностальгически)Герой "Берега хаоса" рефлексировал в наименьшей степени.
Флегматик-меланхолик, так сказать. Да и Джек внушает надежды...
Нет, книги очень хорошие и интересные, но очень хочется менее рефлексирующего героя. В "Ладонях", к примеру, очень "царапнул" разговор Маллета с наемным убийцем, прибитым гвоздями к стене. Имхо, сначала все-таки надо было гвозди вынуть, а потом нотации читать.
Поэтому читателю просто следует определиться: относится он к «читателям Ивановой», близок ему такой стиль, такой герой и такие проблемы – милости просим.
А меня куда отнести?
очень автору благодарна за Маллета - такой живой герой=)
Так он бы помер сразу, и никаких нотаций не получилось бы...
Спасибо за красивую, пронизанную аллюзиями рецензию.
По содержанию я, как ни странно, почти со всеми согласна.
Герой "Берега хаоса" рефлексировал в наименьшей степени.
Флегматик-меланхолик, так сказать. Да и Джек внушает надежды...
Эмм... Что за Джек? Я что-то упустила-забыла-перепутала
А меня куда отнести? Книги читал, читаю и буду читать- а повышенную рефлексию героев воспринимаю как минус
Всё же к "читателям Ивановой" имхо
koyru_sanzo
вот повезло-то на рецензию выплыть=) только сегодня ночью прочла книгу=)
Как мы все тут дружно финишировали - почти одновременно
Pirra1
Спасибо за красивую, пронизанную аллюзиями рецензию.
Пжалста
[изучив в Википедии определение "аллюзии", находит в тексте одну]
[довольна собой]
Однако
По содержанию я, как ни странно, почти со всеми согласна.
А почему это должно быть странным? Мы с тобой всё же совпадаем достаточно часто
изучив в Википедии определение "аллюзии", находит в тексте одну
А у меня сложилось впечатление, что их несколько: одна прямая «Я возьму сам», а остальные - намёками.
Мы с тобой всё же совпадаем достаточно часто
Ну да, правда я обычно пишу, "в целом я согласна, но...".
А у меня сложилось впечатление, что их несколько: одна прямая «Я возьму сам», а остальные - намёками.
Ты мне льстишь
Ну да, правда я обычно пишу, "в целом я согласна, но..."
О, этого достаточно
Гость
Иванова не мой автор) Может, где и бывают такие ...эээ... мальчики, но герои из них...
Ну что тут поделаешь, совершенство встречается крайне редко, да и то только потому, что мы что-то упускаем
Так что этот кактус только в текиле). Ну или в ваших Рррецензиях)
А то! Чаще всего книга/герой только повод для пространных рассуждений "о мире и о себе"
Благодарю вас за внимание, сэр
Гость
Эмм... Что за Джек? Я что-то упустила-забыла-перепутала ?
Автор постепенно выкладывает книжку "Узкие улочки жизни" на Самиздатской странице. Там герой- Джек Стоун.
"Узкие улочки жизни" на Самиздатской странице
О, спасибо! За Самиздатом я не слежу, всегда жду "бумагу"
Любопытно было бы узнать, в чем выражается рефлексия Маллета...
Но всё равно, я бы очень охотно почитала роман daeni, в котором главным героем была бы девочка: да даже чисто из спортивного интереса – как бы она думала, говорила и действовала ? Буду теперь надеяться, что автор всё же решится на эксперимент
Жду ваших предложений по этому поводу )
Любопытно было бы узнать, в чем выражается рефлексия Маллета...
Много думает и переживает. Несколько больше, чем хотелось бы мне
Это дело вкуса, я предпочитаю, чтобы поток мыслей героя шёл не так подробно, как нравится Вам.
Жду ваших предложений по этому поводу )
Эмм?.. Предположение насчёт девочки не было ни издёвкой, ни фразой для красного словца. Вы же сами, у себя в дневнике проводили голосование, как отнесутся читатели к героине вместо героя. Я проголосовала «за» и заинтересовалась.
Если же Вы хотели этой фразой дать понять, что я лезу не в своё дело – можно было сделать это не так завуалировано.
Вот как раз количественная характеристика меня и интересует ) "Больше, чем хотелось бы..." А что это означает? Можете проиллюстрировать на фрагменте?
Насчет девочки. Мне чертовски любопытна одна вещь. Какой должна быть эта самая девочка? Профессия, положение в обществе и все прочее - в условиях "условного Средневековья". Для своей системы координат я не вижу возможного варианта. Поэтому спрашиваю у Вас )
Можете проиллюстрировать на фрагменте?
Ым. Я бы с удовольствием попробовала - но книжку унесли читать друзья, её нет в доме
Оффтопом: Андрюшка, давай книжку не забудем, как только вы прочтёте! Когда я к вам или вы ко мне
Какой должна быть эта самая девочка? Профессия, положение в обществе и все прочее - в условиях "условного Средневековья". Для своей системы координат я не вижу возможного варианта. Поэтому спрашиваю у Вас )
Ну, давайте порассуждаем
Разъездная традиционно даёт больше возможностей посмотреть мир и себя показать. Кто у нас постоянно и естественно в дороге? Моряки (корабль – тот же дом, могут и девочку возить), цыгане (или их местный аналог), циркачи/акробаты (с этими всё ясно), небольшой театр, странствующий по провинции. В принципе, купцы – но тогда девочку придётся маскировать мальчиком, пожалуй
Осёдлая жизнь - либо городская, либо сельская. Возможна ещё монастырская. Село – кроме знахарки/ведьмы «точек напряжения» мало, а такие героини встречаются слишком часто
Особняком стоит аристократия – здесь больше возможностей в плане образования, возможных умений или семейных артефактов.
Так что имхо – возможности есть, всё зависит от Истории, которую Вы хотите рассказать. Какая для неё нужна героиня и какие именно «декорации». Что до меня лично – из-за слабости к бардам
[кружится в танце]
Смешение реальности и сценического вымысла, истинные лица и маски актёров, возможность самому придумать и «поставить» пьесу… Большой потенциал, короче
Насчет девочки. Мне чертовски любопытна одна вещь. Какой должна быть эта самая девочка? Профессия, положение в обществе и все прочее - в условиях "условного Средневековья".
Ну, если брать "условное средневековье", на которое магия влияет слабо- то персонаж, имеющий относительно большую свободу действий- это богатая вдова либо глава какого-нибудь монастыря.
Если магия влияет сильно- то тогда у героя-девушки те же ( или- почти те же) возможности влият на события , что и у героя-мужчины. Если магические способности проявляются только у женщин( либо выражены у них более сильно)-то героиня обладает даже большей свободой действий, чем герой.
Интерес-то не пропадет. Акценты внимания сместятся
Моряки, цыгане, актеры... Женщина на корабле - исключение из правил. Но уже использованное неоднократно... Например, в "Мантикоре" Пехова. Актеры? Сразу вспоминается "Капитан Фракасс" ))) О монастырях - чуть ниже. Ведьмы... Бр-р-р-р! Их уже СЛИШКОМ. Или даже С ЛИШКОМ в современной литературе. Книжная лавка и все, связанное с образованием? Сложно. Уж очень не любили женщин учить "мужским" искусствам и ремеслам ((( Про принцесску тоже рассказывать - моветон. Приелось (((
Барды? Хм... Соперничать с О. Панкеевой в этой теме не стану
Хлад
Вряд ли вдова, даже очень и очень богатая, в мужском мире имеет большую свободу действий... А городить матриархат не хочется. Хочется пересечений с реальностью )))
Монастыри и религии, если не ошибаюсь, были в циклах В. Камши. Магия, кстати, тоже. Про Айз Седаи я уже и не говорю...
Повторяться и повторять чужие истории как-то не тянет.
Резюме: мне нужно очень серьезно, тщательно и долго думать, чтобы найти антураж и тему, неизбитые в массе известных литературных произведений
Спасибо за ответы!
Как всё у вас, писателей, сложно
Останусь при своём мнении только в одном: если действительно появится настоящий, "твой" герой, если он "прорастёт изнутри", то количество аналогов значения иметь не будет. Это я в основном про банальных ведьм и ту же Лесту Омелу из "Золотой свирели" уважаемой Амарги.