Что должно быть, знает каждый.
Что не должно быть, знают все.
Перехода не знает никто.
(С) М.Жванецкий
Сколько можно писать ррецензии только на те романы, что мне понравились? Да, согласна, в последнее время то, что не нравится, я откладываю через первые же двадцать страниц, чтобы себя не мучить, а по такому объёму не скажешь ничего, кроме особо неконструктивного «Пфе!». Но ведь можно поступить проще, правильно? Можно вытащить из шкафа-могильника
нечто, показавшееся в своё время крайне подозрительным, но не выброшенное в мусор по ряду причин. И уж тут отвести душеньку-то

И вот был тщательно выбран этот развесистый кактус, и я приступила к поеданию… Ложку взяла побольше и старалась не слишком разжёвывать, но всё равно ожидаемый сногсшибательный эффект был достигнут очень быстро.
С пеной у ртаДля тех, кто в танке: в предисловии сообщается, что автор придерживается точки зрения, что монархия является самой удачной формой правления (замечательно, и я того же мнения
), а затем весь роман посвящается тому, как в современной (на тот момент, 2001 год) России устанавливается самодержавный строй. Причём не как-нибудь, а абсолютная
монархия. По основной идее возражений нет?.. Нет! Что ж, тем интереснее взглянуть на её воплощение…
Не думаю, что удивлю вас до немоты заявлением, что ничто фантастическое мне не чуждо
. Что по природе своей я способна переварить и феерические допущения, и супер-пупер-героев, и даже, о ужас, кое-какие идеи, с которыми не согласна. Я вообще пристрастна и на многое способна закрыть глаза
. Но в этот раз сподобилась выяснить о себе кое-что новенькое: оказывается, я способна быть и «пристрастной наоборот», с порога отвергая идею, процесс реализации которой оказался мне не по нраву. Что поделать, не мыслю я рационально, и логика стоит у меня далеко не на первом месте при принятии решений 
С большим удовольствием я бы почитала роман, в котором сорганизовавшиеся россияне (не стану отягощать свою вину поползновениями в сторону расовой чистоты
) ловко дискредитируют «демократический» строй и, применяя «непарламентские», жёсткие методы, сажают на престол кого-то «из своих». С нулевыми династическими правами, ахха. Но я более чем не готова читать о том, как какая-то подозрительная пришлая секта бессмертных существ-космополитов выбирает Россию себе под полигон. Да-да, я помню, в предисловии автор заявил, что в вопросе как предпочёл не напрягаться, сочтя это неважным. Так вот, выяснилось, что для меня это крайне важно
. И вариант «вот приедет барин, барин всем покажет
» лично Pixi решительно не устраивает.
Для меня нулевую ценность имеет повествование о том, как бесконечные финансовые ресурсы и отточенные тысячелетиями аналитические способности меняют страну. Это всё одна видимость, имитация борьбы, игра в поддавки. Пара первых частей - просто редкостный образец дешёвого пафоса и фальшивого «потока дружелюбия», брызжущего во все стороны от сотрудников «Фонда Рюрика». Не знаю, кому как, а у меня аж скулы сводило
. Возможно, автор и сам что-то такое почувствовал, поскольку торопливо окрестил собственного героя «помесью капитана Немо и графа Монте-Кристо» (ТМ), пока его не опередили
. Вы знаете, я этих крутых ребят помню. И даже уважаю – в качестве супергероев моих детских лет. Но предложенную доморощенную помесь принимать отказываюсь категорически – как низкохудожественную дешёвку.
Дальше – больше. Особенно меня восхитила идея Терранского университета и насильственного «перерождения» обычных людей в уже упоминавшихся бессмертных существ. Замечательно! Давайте завлечём деток обманом, не предупредим их ни словом, сделаем укольчик а, когда станет уже поздно что-то менять, дружески улыбнёмся, скажем: «Добро пожаловать в наши ряды, братья и сЕстры!» и распахнём объятия, в которые они радостно упадут. Очаровательно. Абсолютизм абсолютизмом, но право человека самому принимать решения относительно изменения собственной природы в моих глазах неотъемлемо.
Вот тут я дошла до параллелей. Обожаю параллели
! Ибо ничто не ново под луной, и иногда так и тянет выяснить: а сказал ли подопытный новое Слово? Или же ограничился тем, что сплясал известный матросский танец «Яблочко», нещадно при этом исказив классические па?
1) Юрий Никитин, «Русские идут» - аналогичный образчик оголтелого реваншизма. Столь же художественный.
2) Денис Юрин, «Одиннадцатый легион» - наглухо законспирированное сообщество бессмертных морронов век за веком корректирует путь развития человечества (что-то напоминает, да?). А и молодцы! Пусть корректируют, забавно наблюдать 
3) М.и С.Дяченко, «Vita Nostra» - некие, так и не разъяснённые, силы шантажом набирают студентов в свой подозрительный институт, где виртуозно и жестоко обламывают их, превращая в нечто крайне далёкое от изначального человеческого образца…
4) М.и С.Дяченко, «Пандем» - один большой-пребольшой «барин» явился однажды из ниоткуда и предложил людям счастье - много счастья, даром, и никтошеньки не ушёл обиженным…
[удовлетворённо]
Ну как? Впечатляет? Если моя мысль всё ещё непонятна, разъясняю отдельно:
- образцы 3-4 - высокохудожественные исследования на тему «а что будет, если?..»
- образец 2 - крепкая приключенческая фэнтези без претензий
- образец 1 – друг, товарищ и брат обозреваемому произведению 
У меня есть и ещё один «образец», который я не включила в общий список только потому, что не читала лично. Очень уж все эти мессианские потуги напомнили недоброй памяти Иара Эльтерруса
- по крайней мере то, что о нём кругом писали и говорили. И супер-сообщество, в котором каждому вступившему выдают бочку апельсинов, и насильственное обламывание неофитов в стремлении что-то там внушить через боль, и стремление «выпускников» прокачаться, а потом «вернуться и всем надавать». И всё это с пафосом, отеческой заботой в глазах и миссионерским блеском в них же на тему «мы точно знаем, как надо».
Но не могу сказать, что роман уж вовсе никуда не годится. Что меня наконец-то заинтересовало – и не как предмет для критики – так это последняя часть, «Корона Российской Империи». В ней автор с большой душой и, очевидно, знанием дела, живописует эпическую фигуру последнего Президента России, генерала Паши Громового. Оставим за кадром аналогию Громовой-Громов, ибо нет достаточных оснований считать всё это тонкой литературной местью, и дружно восхитимся узнаваемой до боли картиной. Идиот, вечно выталкиваемый наверх… эээ… армейский балласт
, наконец по невероятному (а для нас – обычному) стечению обстоятельств всплывает на самый-самый верх, где тут же сдаёт Западу и местным бюрократам всё и вся. После чего буквально за несколько месяцев доведённая до ручки страна, в едином порыве
… В общем, вы поняли 
А вот это ведь хорошо получилось. И то, что было сказано о монархии в целом. И о демократии. И о Чечне. А также о журналистике, о природе общественного сознания… Хорошо, да. Но всё это «хорошо» почти бесследно утонуло в ведре безвкусной псевдолитературной овсянки, жалобно булькнув напоследок 
Какую я во всём этом вижу мораль?.. Довольно простую. Начался у тебя великорусский зуд? Ради бога! Чеши, если чешется. Но лучше не делай этого прилюдно, раз уж не можешь обеспечить достойный художественный уровень, чтобы сервировать полноценный роман. В конце концов не каждый Вячеславом Рыбаковым рождается. Можно ещё статеечки пописывать, в партию какую-никакую вступить… Хочешь послужить России – послужи. Хотя бы тем, чтобы перестать дискредитировать идеи монархии и патриотизма.Резюме: Я собиралась определиться? Я определилась!Категория:
«Однако Ташка, по-видимому, решила идти ва-банк:
- Нет, они тоже больше не будут делать никаких ваших дурацких уколов. И вообще, мы отчисляемся, так что вы обязаны немедленно предоставить нам медицинскую помощь и эвакуировать отсюда. Все оцепенели. Куратор обвёл спокойным взглядом своих подопечных, а затем негромко спросил:
- Это так?
Кто-то в конце их куцего строя дёрнулся, но Ташка полоснула по нему таким взглядом, что он остался на месте. Куратор устало вздохнул:
- Ну что ж, дети, я думал, что это произойдёт немного позже, хотя бы завтра, но…
И тут все оказались на полу, отчаянно вопя. Через две секунды куратор опустил руку с пультом и жёстко произнёс:
- Это – первый уровень. Одна единица. Максимально ваш браслет настроен на двенадцать единиц. – Он окинул взглядом валявшиеся тела и продолжал уже не таким жёстким тоном: - Я – ваш учитель. Я не имею права на доброту, жалость или сострадание. Потому что моя доброта и жалость могут окончиться тем, что вы все превратитесь в дурно пахнущие лужицы разлагающихся кровяных телец. Поэтому всё, что я буду требовать, вы будете исполнять беспрекословно и точно. И если для этого мне придётся подвергать вас наказанию тысячу раз в день – я сделаю это. А сейчас встали и подошли ко мне»
"И тут все оказались на полу, отчаянно вопя. Через две секунды куратор опустил руку с пультом и жёстко произнёс:..."
К сожалению, эти моменты как раз таки и самые нефантастические, в отличие от остальных поступков и мотивов героев книги. Имею богатый опыт нахождения в коллективах, затачивающихся под определенные задачи - в таких "компашках" оказываются тоже не совсем по своей воле. Обычно или по приказу, или по жизненной ситуации. И никто тебе ничего заранее не скажет, а вломить могут очень даже просто. Например - любимый метод "воспитания" - один не справляется - получают все. Вот тут все розовые сопли кончаются, стирается легкий налет цивилизованности и все твои "приятели" начинают тебя дрессировать. И это гораздо хуже "куратора с браслетами". Хотя никто себе при этом никаких задач по строительству имерии не ставит, все гораздо скромнее.
Опираясь все на тот же свой опыт, меня больше удивил описанный фанатизм этих "студентов". Вроде нигде не сказано, что эти "уколы" еще и меняют психику. Откуда тогда у вчерашних деревенских детей такая дрожь перед "Его высочеством" и тяга к империи. Это им вбили на занятиях? Слабо верится, особенно после стольких лет изучения "научного коммунизма". Традиции служения Императору (Царю, Королю...) воспитываются веками. Аристократия складывается постепенно, переплетаясь с жизненными принципами и укладом конкретной страны(империи). Сюжет книги в этом плане напоминает поговорку "бабло побеждает зло".
Насчет того, кто должен руководить страной, могу только спросить - как мы можем серьезно воспринимать наши демократические выборы, если мы выбираем тех, кого не знаем, ориентируясь только на то, что они сами о себе написали в избирательных рекламных листовках и их обещания.
Замахнуться на Эльтерруса я так и не решилась