фор-леди
С тех пор как к нам привезли выставку из Эрмитажа пару лет назад, о существовании города, очевидно, узнали в Министерстве культуры
. С тех пор нет-нет, да и перепадёт какая-нибудь крошечка культурного наследия, м-да…
В прошедший выходной мы совершенно случайно узнали, что в городе уже месяц как работает выставка «Детский портрет в творчестве Зинаиды Серебряковой и Ивана Николаева». Какая реклама, что вы, Господь с вами! Вот Зураба Церетели привозили – это да, была реклама. По всему городу растяжки висели. А тут какие-то наброски уже 40 лет как мёртвой дамы – ну кому это нужно, в самом деле…
Так что нам несказанно повезло: попали в предпоследний день работы выставки. Ооооо… Описать это просто невозможно, у меня слов не хватит! Известных работ было только две: портрет двух дочерей у фортепиано и «Тата в маскарадном костюме», остальное – рисунки и наброски. В основном лица: дети спящие, дети улыбающиеся, дети больные и печальные. Годы с 1907 по 1921. Карандаш, темпера (что бы это ни значило
), тушь, гуашь, ещё что-то. Главных моделей было 4: у художницы было две пары погодков, сначала «мальчик и ещё мальчик» ©
, а потом девочка и ещё девочка
. Так и переходишь от рисунка к рисунку, узнавая взрослеющие лица: Шура, Женя, Тата, Катя. Непередаваемое ощущение, если пытаться выразить его в двух словах, получится «дети, как ангелы» – как-то так.
И был ещё у этой выставки один необыкновенный, явно непредусмотренный эффект. Иван Николаев, указанный в названии экспозиции, оказался внуком Серебряковой от одной из дочерей, «заслуженный художник России», между прочим. С его работ выставка и начиналась: карандашные детские портреты, тщательно и профессионально проработанные, дети тоже явно собственные и в ретроспективе подрастающие. Рисунки как рисунки – нормальные, художник же рисовал! Прошли мы спокойно мимо них, обогнули стеллаж, только бросили взгляд на следующую работу – и издали дружное «Ах!». Вот отсюда Серебрякова и начиналась: неоконченные наброски, обрезанные куски картона, по несколько рисунков на листе – ну плохо в Гражданскую войну было с бумагой… Ребята, это было просто несравнимо!!! Такой контраст! Там – посмотрел, кивнул, отошёл. Здесь – ощущение света и мягкого тепла… Магия, как есть магия!
Давно уже замечала, стоит задуматься над какой-нибудь проблемой, как жизнь начинает подкидывать наглядные примеры, её иллюстрирующие. Это была шикарная иллюстрация на тему «Что есть способности и что есть Талант». Возможно, заслуженный художник России Иван Николаев действительно хорош в чём-то другом, может, он замечательные декоративные панно рисует, не знаю. Но выставлять эти рисунки рядом с бабушкиными имхо не стоило. Говорят же, что потомки Пушкина не пишут стихов…
Увидеть эти рисунки наяву, а не в репродукциях, пусть и качественных, было редкостным подарком судьбы.
Была у нас такая Художница – Зинаида Серебрякова, по отцу Лансере, по дедушке Бенуа… После неё осталось не слишком-то много работ. Четверо детей, Революция, Гражданская война, вдовство, эмиграция, Сен-Женевьев-де-Буа…
«Плачь, Кабир - ты был скалою, вот и рухнул как скала!
…Не воздам Творцу хулою за минувшие дела»
© Г.Л.Олди

В прошедший выходной мы совершенно случайно узнали, что в городе уже месяц как работает выставка «Детский портрет в творчестве Зинаиды Серебряковой и Ивана Николаева». Какая реклама, что вы, Господь с вами! Вот Зураба Церетели привозили – это да, была реклама. По всему городу растяжки висели. А тут какие-то наброски уже 40 лет как мёртвой дамы – ну кому это нужно, в самом деле…
Так что нам несказанно повезло: попали в предпоследний день работы выставки. Ооооо… Описать это просто невозможно, у меня слов не хватит! Известных работ было только две: портрет двух дочерей у фортепиано и «Тата в маскарадном костюме», остальное – рисунки и наброски. В основном лица: дети спящие, дети улыбающиеся, дети больные и печальные. Годы с 1907 по 1921. Карандаш, темпера (что бы это ни значило



И был ещё у этой выставки один необыкновенный, явно непредусмотренный эффект. Иван Николаев, указанный в названии экспозиции, оказался внуком Серебряковой от одной из дочерей, «заслуженный художник России», между прочим. С его работ выставка и начиналась: карандашные детские портреты, тщательно и профессионально проработанные, дети тоже явно собственные и в ретроспективе подрастающие. Рисунки как рисунки – нормальные, художник же рисовал! Прошли мы спокойно мимо них, обогнули стеллаж, только бросили взгляд на следующую работу – и издали дружное «Ах!». Вот отсюда Серебрякова и начиналась: неоконченные наброски, обрезанные куски картона, по несколько рисунков на листе – ну плохо в Гражданскую войну было с бумагой… Ребята, это было просто несравнимо!!! Такой контраст! Там – посмотрел, кивнул, отошёл. Здесь – ощущение света и мягкого тепла… Магия, как есть магия!
Давно уже замечала, стоит задуматься над какой-нибудь проблемой, как жизнь начинает подкидывать наглядные примеры, её иллюстрирующие. Это была шикарная иллюстрация на тему «Что есть способности и что есть Талант». Возможно, заслуженный художник России Иван Николаев действительно хорош в чём-то другом, может, он замечательные декоративные панно рисует, не знаю. Но выставлять эти рисунки рядом с бабушкиными имхо не стоило. Говорят же, что потомки Пушкина не пишут стихов…
Увидеть эти рисунки наяву, а не в репродукциях, пусть и качественных, было редкостным подарком судьбы.
Была у нас такая Художница – Зинаида Серебрякова, по отцу Лансере, по дедушке Бенуа… После неё осталось не слишком-то много работ. Четверо детей, Революция, Гражданская война, вдовство, эмиграция, Сен-Женевьев-де-Буа…
«Плачь, Кабир - ты был скалою, вот и рухнул как скала!
…Не воздам Творцу хулою за минувшие дела»
© Г.Л.Олди
http://kamsha.ru/journal/portrets/int/lancere.html
Большое спасибо
Пошла читать.