Ничто не сделано и ничто не предопределено,
но тот, кто не меняется, погибнет.
Наталия Ипатова относится к тем писателям, чьи книги я покупаю не раскрывая и даже не читая аннотации. Какой смысл узнавать заранее, о чём данный том? Не всё ли равно

? Когда писатель обладает определённым уровнем мастерства, добросовестностью и в значительной степени созвучен тебе по мировосприятию, мелочи вроде конкретной тематики теряют своё значение

. Наоборот, это даже приятно – раскрыть книгу, начать её читать и в очередной раз удивиться.
Романом (сборником?) «День Полыни» Наталия Ипатова удивила меня в очередной раз.
В пользу романа говорит сквозной сюжет и общие центральные герои. В пользу сборника то, что в оглавлении указано пять не то частей, не то повестей… Я так и не поняла, да это и не важно. Каждая часть является законченным эпизодом, приведу их список для полноты картины:
* «Несколько шагов, чтобы исчезнуть»
* «Нам баньши пела песенку»
* «День Полыни»
* «Король, которого нет»
* «Лживая джинни»
читать дальшеГлавное, что меня поразило – это созданный писательницей мир. Как следует поразило, что называется, «мордой об стол». Если взяться «тупо» пересказывать сюжет, то получится ересь: некий город, в котором развита магия, живут представители разных рас (люди, орки, эльфы, гномы, тролли и так далее – все основные фэнтези-расы, наверное) и в котором существует магическая полиция. И в этом-то органе правопорядка и служат два главных героя: человек Дерек и тролль Реннарт. Ыыыыы! Сколько сюжетов с подобным построением мы видели – считать не пересчитать
. Казалось бы, на этой обильно унавоженной трудами МТА грядке просто невозможно вырастить нечто неординарное. Как выяснилось на практике, это всего лишь вопрос мастерства 
Мир Ипатовой – мир Полыни, как я про себя его называла – по-настоящему испугал меня… своей обыденностью. Тем, что он так невыносимо похож на настоящий, «реальный» по отношению к нам мир. «Обыденный» - правильное слово. Там есть трудящиеся граждане, плебс (почти всё равно, какой они расы); есть парламент с его палатами (бесконечно далёкий от народа); есть законы, которые подлежат выполнению просто потому, что они – юридически закреплены. В этом мире/городе даже магия обыденна – она входит в повседневный пласт бытия и является ходовым товаром супермаркетов. Обычная, бытовая магия: пятна там вывести… чашку склеить… сделать пианино невесомым для транспортировки… Проза жизни, короче. И в этом мире, как и в нашем, никто не нужен никому, никто никого не интересует. Это нормальный такой, ничуть не утопический – это капиталистический фэнтези-мир.
Вы знаете, там страшно. Точно так же страшно, как если взяться внимательно и до одури читать наши газеты. Там вестницы Смерти баньши руководят детскими приютами. Там цветочные феи вынуждены становиться нелегальными иммигрантами, спасаясь от тяжёлого пожизненного труда на розовых плантациях. Господи, это ужасно! Это то, как живём и мы – если убрать из наших душ Надежду. «Великие Силы, как страшно жить!» - восклицает кто-то из героев, и эту фразу можно счесть лейтмотивом повествования. Всё время, пока читала, я пыталась поймать свою ассоциацию на мир, которая крутилась в голове. И наконец – вот оно! «Все сто миллионов растерянных граждан Эпохи Большой Нелюбви» (Ц) «Машина времени» 
К имущественному неравенству обитателей мира Полыни добавляется ещё и расовый аспект. Именно раса, насколько я поняла, в значительной степени определяет общественное положение любого гражданина. И то, как писательница подошла к этому вопросу, встретило моё полное одобрение. Она не стала ради оригинальности заменять велосипеды цеппелинами, а просто «заострила» общеизвестные, характерные черты разных рас. Бессмертные эльфы, разделённые на Великие Дома – аристократия мира, входящая в невыборную верхнюю палату парламента. Темпераментные и необразованные орки – пролетариат и люмпены; их много, потому они представляют силу страшную, сдержать которую без жёсткой магии невозможно. Гномы – ремесленники, механики и ювелиры. А также банкиры – на них держится экономика. Долгоживущие тролли считаются туповатыми и им заказан карьерный рост. Драконы некогда поленились вступить в борьбу за свои гражданские права – и вот теперь довольствуются социальной ролью «дракси» - извозчиков, драконьего такси. Люди… Они просто люди.
Вот такой мир. И вот в таком мире живут и работают главные герои: тролль Реннарт и человек Дерек Бедфорд по прозвищу «Рохля» - существа, которым не всё равно. Много ли они в силах изменить? Может быть, и немного. Но каждый поступок имеет свои следствия, а за каждым следствием стоит живое существо, и подчас не одно. Поступки напарников в первой повести «Несколько шагов, чтобы исчезнуть» запускают цепь событий, которая изменяет их собственную жизнь. И не только.
В книге есть ещё важные и интересные персонажи, а также описан ряд поразительных событий, но я сознательно не стану вам о них рассказывать – не собираюсь портить впечатление. Будет лучше, если вы лично встретите День Полыни лицом к лицу.
Купите книгу, и сами обо всём прочитайте.
Как это часто происходит при моих встречах с творчеством Наталии Ипатовой, я не могу назвать «День Полыни» шедевром, не кривя душой. Повествование показалось мне незавершённым, как это у неё случается, а ещё - неровным. Три первых повести просто чудесны и идут в одном стиле – эмоциональном и событийном. Четвёртая вещь, «Король, которого нет», выпала из этого ряда резко и осталась мною не понята, каюсь
. Нет, кое-какие ключевые моменты я уяснила, но не более того. В целом тамошняя Метафора оказалась для меня крупновата
. Заключительный фрагмент, «Лживая джинни», возвращает повествование в прежнее русло, а лёгкий оттенок комедийности ситуации позволяет завершить чтение книги на жизнерадостной ноте. Что в данном случае не повредило.
Но написано в целом хорошо. Очень хорошо. В прозе Ипатовой всегда чувствуется настоящий класс, тот уровень таланта и умения, который гарантирует планку качества при любых обстоятельствах. Нравится, не нравится... Согласны вы с писателем или не согласны… Всё это, опять же, значения не имеет. Написано мастером, и с этим не поспоришь.
Потенциал мира Полыни и его героев далеко не исчерпан, и я буду только рада, если, купив наугад очередную книжку Наталии Ипатовой, я вернусь туда снова.
Напоследок хочу с вами поделиться одной мыслью: настырный червячок точил мою душу во всё время прочтения книги. Что должно было произойти, чтобы автор чудесных сказок и волшебного фэнтези, какой мы знаем «раннюю Ипатову», начал видеть жизнь так? Я не утверждаю, что неправильно, мне просто грустно
. Неужели всего лишь – жизненный опыт? Просто годы, просто «жизнь берёт своё», просто реальность поворачивается другим, неласковым боком… Неужели такая трансформация неизбежна? А нарисованная картина истинна? Для меня она сложилась так: тщета сущего есть основа мироздания, и только крохотные огоньки Надежды в душах истинно живых проблёскивают тут и там отдельными светлячками...Резюме: рекомендую книгу всем ценителям фэнтези.Категория:
«- Полынь учит смирению.
- Полынь называет нам нашу истинную цену, - огрызнулся Дерек. – Что ты сделаешь, и чего не сделаешь, когда никому не должен. Я помню, как крался по стеночке в тот раз, поджавши хвост и мучительно себя презирая, - воин Света на защите Добра! Больше ничего не помню – рушатся прогоревшие баки, искры и визг… вот такой. Никогда не забуду. Кого-то из окна выбрасывают, только силуэт мелькнул на фоне неба. И одно желание – забиться куда-нибудь крысёнком, чтобы стена за спиной и никогда не вылезать. Это ж не кто-нибудь бузит, не чужая вражеская армия, которой отдали город на разграбление, как в Тёмные Века. Это ж соседи, потом они при встрече глаза прячут. Стыдно им»
Думаю, она сама по себе и есть цикл
Не сомневайся
Но все равно буду иметь в виду.
Это новая книга? А я и не знала, что у Ипатовой вышло что-то новое. Надо приобрести.
спасибо, очень хорошая рецензия, и я во многом согласна (в частности, что касается "Короля, которого нет)
...тщета сущего есть основа мироздания...
Ну-у-у... этой мысли не меньше двух тысяч лет.
*нагло пропустила весь отзы* - а то читать будет неинтересно.
Это новая книга? А я и не знала, что у Ипатовой вышло что-то новое. Надо приобрести.
Вот и я удивилась, когда увидела на прилавке. Никто не рекламировал, в сети все молчали... Так ведь могла и пропустить
Lady Cat
я во многом согласна (в частности, что касается "Короля, которого нет)
Уфф, мне даже полегчало
А то я подумала, что отличаюсь феноменальной тупостью, а также что не следует читать позднее часа ночи.А я согласна с вами в том, что издали книгу безобразно. Бумага само собой, невнятная картинка, да ещё этот "слепой" шрифт с самого начала... Честное слово, не будь это Ипатова, я бы покупать не стала
*Trisha*
Надо будет иметь ввиду
Да-да, обязательно!
этой мысли не меньше двух тысяч лет
Ахха. Но до тех пор, пока это не коснулось лично тебя, относишься к идее спокойно
А как по мне, "День Полыни" (цикл) - идеальный текст. В русскоязычной литературе по уровню из "городской технофэнтези" рядом ничто не встанет (ни Игнатова, ни Парфёнова рядом не лежали. а Шумской всё же немного не хватает до), а в мировой... нууу... Гаррет +/- того же уровня, остальное (включая ставшую "стартёром" ДЖД) слабее.