Разумеется, знакомство с творчеством Лени оказалось бы однобоким, если бы я ограничилась только «Триумфом воли». К счастью, в сети удалось найти ещё и «Олимпию», к разочарованию, не целиком. Очевидно, это «Праздник народов» - почти двухчасовая лента, первая часть знаменитого фильма. Как всегда в случае Лени Рифеншталь, в энциклопедиях и критике к картине применяются только превосходные эпитеты: самый знаменитый фильм об Олимпиаде… лучший фильм о спортивных состязаниях… главный приз кинофестиваля в Венеции в 1938 году.
Что ж, лучше, как известно, один раз увидеть. И я увидела, да.
читать дальшеОпять чуточку теории – истории? «Олимпия» - чёрно-белый фильм, состоящий из двух частей: «Праздник народов» (121 минута) и «Праздник красоты» (96 минут) был снят в июле-августе 1936 года во время проведения XI летних Олимпийских игр в городе Берлине. Сценарист, режиссёр и продюсер фильма – Лени Рифеншталь, композитор – Герберт Виндт, численность съёмочной группы до 170 человек, средства фашистского министерства пропаганды – в количестве. Затем опять два года работы над монтажом лично режиссёра, и мы имеем очередной шедевр, на сей раз не из области политики, но спорта.
Балет
! Именно так я восприняла начало картины. Потрясающе снятые руины Акрополя и шедевры античной скульптуры постепенно переходят в «живую натуру» молодых атлетов, повторяющих и продолжающих позы древних статуй. Изумительная графика, торжественная музыка. Впечатляющий гимн юности и тысячелетним традициям атлетизма
. Затем возникает тема Божественного огня, и вот уже молодой факелоносец бежит по побережью Эгейского моря, положив начало длинной Олимпийской эстафете. Затем идёт пара сцен передачи факела, несколько панорам европейских государств – и камера начинает облёт идеальной чаши берлинского стадиона. Потом на эту картинку постепенно накладывается изображение огромного колокола с символикой германского орла, и мерный набат возвещает о начале торжественной церемонии открытия.
Сейчас мы все избалованы различными спортивными праздниками, людей стало трудно удивить, и организация Олимпийских мероприятий в Сочи ещё доставит нам массу хлопот
. Но подозреваю, что эта панорама берлинского стадиона была первой в истории кинематографа, снятой с самолёта
. Заполненные трибуны… Флагштоки стран-участниц на фоне неба… И вот, наконец, начинается традиционный спортивный парад.
К сожалению, мой экземпляр фильма не был дублирован
. Немецкого я не знаю ни в каком объёме, поэтому при просмотре пришлось довольствоваться надписями на табло, изображениями флагов да узнаваемыми фразами комментатора типа «шнелле унд шнелле» и «Гросс Британиан»
. Но этого, в принципе, оказалось достаточно. «Картинка» здесь говорит сама за себя 
Удивительно знакомая и вместе с тем так заметно отличающаяся ретро-церемония
. Это именно тот самый термин, который хочется употребить к показанному действу: ретро-Олимпиада, и никак иначе
. Приметы времени ушедшего, того, чего мы никогда не видели, разбросаны по фильму тут и там: «другие» лица, другие причёски, одежда, другие темпы, разница в спортивной технике и организации снарядов. Почему-то всё это вызывает умиление
: и бамбуковые шесты, и давно устаревшая техника «ножницы» для прыжков в высоту, и деловитые ямки, вырытые прямо в земле, вместо стартовых колодок бегунов. Опять же рычажковые табло, сменные таблички с цифрами и невесомая ленточка на финише, которая и вправду что-то решала
. Ретро-романтика! «Совсем как будто мы там побывали» (Ц)
Но главное всё же дошло до наших времён неизменным. Накал спортивной борьбы. Отрешённая сосредоточенность спортсмена перед попыткой. Неподдельный энтузиазм зрителей и горячая поддержка трибун
. И кому какое дело, что американские болельщики щеголяют забавными шляпами-канотье, а сдержанные и хорошо организованные японцы похожи на якудзу
? Любовь к спорту и поддержка соплеменников уравнивают все нации и все времена 
Насчёт спортивных результатов не скажу, не в курсе, но «праздник народов» явно удался

А снято… ммм… задумано и снято действительно блестяще
. Замедленные съёмки; необычные ракурсы; движущиеся камеры, сопровождающие бегунов. Размах съёмок, «прямой эфир» и расположение важных объектов поспособствовали тому, что операторы Лени в этот раз часто попадали в кадр
. Панорама парада открытия демонстрирует нам рельсовый путь и кинооператора с камерой в тележке, которого споро катит другой человек. Опять же чаша с Олимпийским Огнём, возле которой находится стационарный пост с кинокамерами на треногах. Немножко изнанки творческого процесса 
От толики политики всё равно никуда не денешься
. И Гитлер на трибуне сидит, и неизбежные свастики на спортивной форме царапают взгляд. С нацистским приветствием ещё хуже. Могу понять немцев, но Греция, Италия и Франция-то тут при чём
? Запомнившийся кадр: хмурая, занявшая только второе место, внучка Зигфрида на пьедестале – триумфальный венок, лавр в горшочке в роли букета и вскинутая в салюте рука. Брррр.
Кстати, не могу не отметить, что Лени не стремилась непременно запечатлеть успех только германских спортсменов. Во всяком случае не более, чем это делает обычно национальное телевидение
. Запланированный Гитлером заранее «триумф белой расы» сдулся, как воздушный шарик. Победы негритянских бегунов из США, особенно на стометровке, сняты красиво и им уделено в фильме достойное место. То же с другими соревнованиями, в том числе и с величайшим, очевидно, разочарованием Рейха на этой Олимпиаде: глупейшим проигрышем женской эстафеты 4х100, где на последнем этапе девушки потеряли палочку
. Девизом кинохроникёров следовало бы сделать знаменитое, чукчанское: «Что вижу, то и пою» (Ц) 
Там много всего было. Бег, разнообразные прыжки, метание всего и вся. Опять же эпический марафон в самом конце. Съёмки ночные, съёмки комбинированные. На мой вкус – даже чуточку слишком много и слишком подробно. И мне немного неясна задача, которую ставила перед собой режиссёр: неужели, охватить всю Олимпиаду и соревнования по всем видам спорта? Но основное, что Лени в моих глазах достигнуто, это всеобъемлющая картина спортивного праздника. Цельный портрет Олимпиады как явления – от её исторических корней, уходящих вглубь Пелопоннеса, до современных рекордов, скоростей и новых видов спорта. Всё. Разочарование фальстарта, напор преодоления, ликование триумфа, горечь поражения. Памятник в киноплёнке. Колосс.
Что же касается качества - архитектуры картинки, замысла и его воплощения… Божественно! Как я и сказала в начале - лучший в истории фильм о спортивных состязаниях. Теперь, глядя на главное меню «ТитанКвеста» с бьющимся в треножнике пламенем, я каждый раз буду думать: (С)пёрто у организаторов XI Берлинской Олимпиады и лично у Лени Рифеншталь