Вот, решила наконец посмотреть – к 9 Мая. Фильм этот не слишком новый, снят в 2000 году, но какие-то проблемы с авторскими правами (снимала белорусская киностудия) в своё время омрачили премьеру, а до меня картина и вообще добралась только сейчас. Лучше поздно, чем никогда
Великолепный роман Владимира Богомолова «Момент истины» («В августе 44-го…») я, конечно, читала. И не один раз. Правда, не могу сказать, что помню его в подробностях, но общая канва, сохранившаяся в памяти, деликатно намекала: заснять такое огромное полотно было бы непросто даже в сериале. Режиссёр Михаил Пташук уложился чуть менее чем в два часа, поэтому я изначально настроилась на то, чтобы сделать скидку на краткость избранной формы. И эта решимость мне пригодилась
Не вижу смысла излагать сюжет, поскольку роман широко известен. Сосредоточусь именно на его киновоплощении.
читать дальшеКонечно, фильм, как и собственно сюжет, держится на группе капитана Алёхина. Выбор актёров на две центральные роли – Алёхина и Таманцева – решал всё. Нечто аморфно-невыразительное из «поколения пепси» наверняка погубило бы фильм, но к счастью этого не произошло. Выбранные создателями картины актёры, очевидно, давно и прочно популярны, это только я видела их в первый раз – Евгения Миронова (Алёхин), и во второй – Владислава Галкина (Таманцев). Исполнение Галкиным роли горемычного поэта Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите» меня вдохновило
, и я была рада увидеть его ещё раз, хотя и представляла себе Таманцева внешне совершенно иначе.
Так вот, обе эти актёрские работы мне понравились, и весьма. Спокойный, уравновешенный и решительный капитан хорошо оттенялся взрывным, энергичным и подчас излишне предприимчивым старшим лейтенантом. Третий участник группы – стажёр Блинов – тоже борозды не испортил
, а особо блистать на фоне двух старших товарищей ему и не полагалось. Отмечу ещё Алексея Петренко в роли генерала Егорова и две роли «третьего плана», играющие на общую атмосферу: престарелая Бета Тышкевич (квартирная хозяйка) и Александр Балуев, сыгравший диверсанта Мищенко в одной-единственной сцене.
Как результат – актёрский ансамбль смотрелся очень даже приятно
. А было бы и ещё лучше, кабы не капля дёгтя в наш суп. Мне резко не понравился Сталин. Ни в коей мере не являясь поклонницей вождя народов, я всё же хотела бы избежать неуместного в стилистике данной картины гротеска. Данный конкретный генералиссимус смотрелся, увы, карикатурно. Тяжеловесный карлик а-ля Балин/Двалин с излишне крупным и тяжёлым же лицом больше всего напоминал некую маску из программы «Куклы»
. Это было неприятно и, повторюсь, в стилистику не лезло. То же самое могу сказать про некоего безымянного «комиссара», строившего генерала Егорова как мальчишку. Причина мне ясна – не удержались от соблазна показать хоть краешек «кровавой гэбни» (ТМ), уж очень хотелось. А зря, ой, зря! На мою имху, следовало, не мудрствуя лукаво, постараться воспроизвести тот образ Верховного, который пестовал советский кинематограф. Невысокий, властный грузин с тяжёлым взглядом – пусть даже с сакраментальной трубкой в руках! – и, слава богу, другого нам не надо. Вы фильм про что снимаете?.. Ах, про войну! Ну и оставьте образ отца нации в покое – таким, каким он представлялся войскам и народу в те времена.
Ещё мелкие придирки.
Небритый генерал Егоров вызвал тяжёлый приступ недоумения у моего консультанта. Офицер? Пусть даже высокого ранга. А и тем более! Не под огнём и не на передовой?! Не бывает такого 
В длинной финальной сцене физиономии диверсантов показались мне слегка того… отчётливо не нашими
. Может, у меня взыграло предубеждение и пролетарская бдительность
. А может, и в самом деле создатели переборщили.
По личности капитана Аникушина (бездарно погибшего в последней сцене). Вся его предыстория осталась за кадром, увы. На этом фоне все причитания лейтенанта Блинова о том, что он «где-то его уже видел» смотрятся лишними совершенно. Проще было бы их тогда вообще убрать – офицер и офицер. Напыщенный индюк, молча торчавший в кадре, вышел в итоге совершенно неизящно: бессловесный столб. Имхо, следовало или всё же дать предысторию (хоть немного), либо уж дожимать версию «индюка», добавив несколько сочных штрихов к характеру. А то не рыба и не мясо получилось 
А теперь о хорошем 
Что мне дал этот фильм. А очень ценную вещь он мне дал: он подложил мне «картинку» под тот текст, который я обязательно ещё буду читать. До сих пор я воспринимала описанное в романе достаточно умозрительно: ну лес, ну деревня, ну дороги. И вот тут-то крылся фокус: когда я посмотрела в самом начале, как Таманцев и Блинов пробираются сквозь обгоревший, заваленный грудами железа и полуразложившимися трупами лес, как Алёхин с огромным трудом выпрашивает у местных жителей ведёрко воды, то обнаружила, что подобного как-то не ожидала. Ну ещё бы: читать и увидеть хотя бы раз – это очень разные вещи.
Чтобы убедиться, что создатели не сгустили краски, как это сейчас модно, я остановила кадр и побежала к своему консультанту. Предыстория: моя Ма жила среди этих самых лесов чуть-чуть позже, чем было описано в романе, она помнит лета 1946-48гг в Белоруссии. Ма сказала – да, это было именно так, разве что трупов к тому времени уже не осталось. Леса были буквально завалены разбитой и обгоревшей техникой, нашим и немецким оружием, патронами, встречались и мины. Их, детей, пытались туда не пускать, да где там! У маминого брата, который был несколько постарше, в лесу имелся свой блиндажик и свой пулемёт, собранный из нескольких покорёженных. И он реально стрелял, да. Аналогично и про местных жителей: польское влияние на этих территориях было достаточно сильным, это тебе не средняя полоса России, где Красную Армию встречали как самого дорогого гостя. Всё было: и банды, и недоверие местных, и простая боязнь, что немцы опять вернутся и перестреляют доброхотов. Так что мой консультант полностью одобрил «атмосферу прифронтовой полосы», так бережно воссозданную в фильме.
Вот так вот. А ведь не так уж и много времени осталось до того момента, когда нам уже некого будет спросить
. Да, всё записано в книгах, остались фотографии и кое-какая хроника, но всё же… Мы не видели этого, и дай нам Бог никогда не увидеть и впредь. Нам, и тем более нашим детям, придётся во многом опираться на те киноленты, которые рассказывают о войне. А, учитывая последние тенденции в отечественном кинематографе, следует как можно скорее научиться отличать фильмы стОящие от всяких «сволочей»
. Пока есть, у кого спросить.
Мне понравилось. Отдельные досадные мелочи не испортили общий настрой, аккуратное воссоздание быта и в целом внимательное отношение к первоисточнику. Так что я закрыла глаза на сильно урезанную сюжетную линию. Прижмурилась на Сталина и неизбежную капельку «кровавой гэбни». Фильм «В августе 44-го…» останется у меня в памяти зеленью белорусских лесов и армейских гимнастёрок, грузовичком ГАЗ-2А, в точности таком, на каком ездил в войну мой дед, самодельным портсигаром, доставшимся мне от одного деда, и потёртыми капитанскими погонами, как у Алёхина, доставшимися от другого. Мы ушли ещё не так далеко по оси времени. И мы помним.
С Днём Победы!
Отцовская родня жила под Питером. Так там было полным полно оружия. Моего дядьку забрали в гестапо и избили до полусмерти - потому-как его приятель пошел в кинотеатр и выронил в проход гранату... На вопрос немцев: "Откуда, граната?" он ответил не: "Из лесу вестимо", а "У Игорена выменял на автомат". И было им по 10 лет максимум. Потому и живы остались. И потом в конце 40-х и начале 50-х они играли в Войну настоящим оружием.
Было там еще несколько ляпов чисто визуальных - это передислокация войск с включенными фарами, новые гимнастерки. Но фильм действительно хорош.
С Днем победы
И потом в конце 40-х и начале 50-х они играли в Войну настоящим оружием.
Уггу. Поэтому то поколение, дети войны, повзрослело очень быстро. Иногда мне кажется, что это было самое лучшее и самое счастливое поколение - они умеют искренне радоваться малому. И ещё помнят действительно плохие времена.
С Днем победы
Белочка Тилли
Спасибо, взаимно
Кино не смотрела, а вот книга мне когда-то действительно понравилась. Насколько я помню, там было много описательного текста, объяснения, почему так, почему этак... Удивительно, как в фильме смогли с этим справиться.
Pixi, с Днем Победы!
Спасибо, дорогая, и тебя
там было много описательного текста, объяснения, почему так, почему этак... Удивительно, как в фильме смогли с этим справиться
[по секрету]
А они и не справились
Здесь следует с самого начала
забить на книгуабстрагироваться от текста и воспринимать картину просто как фильм о войне. Авторы ни на чём особо и не настаивали, они честно написали в титрах "по мотивам" и сняли неплохое кино.Кстати, если мне не изменяет память, то автором сценария был сам Богомолов
абсолютный ППКС под рецензией.
Книга, конечно, логичнее (я тоже морщилась на Аникушине, сцене бледнения перед корочками СМЕРШ и т.д.) но это объективные издержки. Отчасти недостатка времени, отчасти - действующей конъюнктуры (хотя, по сравнению со всем остальным, последнюю из фильма выдавливали старательно).
С Праздником!
абсолютный ППКС под рецензией
Отчасти недостатка времени, отчасти - действующей конъюнктуры
И не говори! Но по сравнению с тем, что у нас начали снимать в самое последнее время, этот фильм смотрится просто замечательно
С Праздником!
И тебя с Победой
Но по сравнению с тем, что у нас начали снимать в самое последнее время
Дай угадаю. Тебе тоже настроение здорово испоганил "Последний бронепоезд" и прочие "Ленинграды"?..
Дай угадаю. Тебе тоже настроение здорово испоганил "Последний бронепоезд" и прочие "Ленинграды"?..
Нет-нет, не угадала и не угадаешь, я ничего современного отечественного почти не смотрю
Тоже хороший подход. ).