Это Испания, лейтенант,
страна, любимая Богом,
и Бог никогда её не оставит
У майора Вивара имелись свои проблемы, и масштабы их были несопоставимы с небольшими неприятностями неотёсанного английского лейтенанта. Пережив разгром своей армии и захват страны, пережив предательство родного брата, продавшегося французам, дон Блас в последний момент сумел выхватить из-под носа наполеоновских солдат одну из главных святынь Испании – Хоругвь Святого Сантьяго. Да, армия Его Католического Величества потерпела поражение, но страна всё ещё не была покорена. До тех пор, пока народ Испании борется против захватчиков, ничего ещё окончательно не потеряно, всё ещё можно исправить и повернуть историю вспять. Нужно только дать людям цель, дать символ и знамя, вокруг которого они могли бы сплотиться, и тогда вал народной войны уже не остановить. Дон Блас верил в это со всей убеждённостью истового католика и патриота своей страны. И если для того, чтобы пробудить Испанию, требовалось совершить чудо, он был к этому готов.
читать дальшеК несчастью, понимал это не только Вивар. Предание о Святом Иакове, Сантьяго Матаморос - Убийце Мавров, покровителе Испании было известно и в Париже. Сам Наполеон прекрасно отдавал себе отчёт, сколько проблем может ему доставить возрождение старинной легенды. Простонародье удивительно легковерно. В Британии верят, что в случае опасности король Артур восстанет из Авалона, гессенцы надеются, что Шарлеман и его рыцари защитят христианский мир от Антихриста, и точно так же испанцы убеждены, что Святой Иаков вступится за свою любимую Испанию. Пресечь эти опасные настроения следует на корню, поэтому в погоню за наглым испанским майором с личным императорским напутствием отправляется полковник д’Эклан, а верный друг Франции – испанский граф Моуроморто, глава рода Вивар, сопровождает его в качестве проводника и союзника. Хоругвь должна быть захвачена, и как можно скорее!
Дон Блас и его касадорцы уже который день, изнемогая, уходили от погони. Проклятые французы! И трижды прОклятый предатель! Нет такой тропки в Галисии, родовой вотчине Виваров, которая была бы неизвестна графу Моуроморто, владетелю этих мест. Д’Эклан вцепился как клещ и беспощадно гонит маленький испанский отряд, отжимая от удобных дорог и жилья, вынуждая забираться всё выше, в непроходимые в это время года горы. Встречу с английскими стрелками дон Блас воспринял как несомненную Божью милость, знак того, что его безнадёжная миссия обречена на успех. При наличии огневой поддержки шансы отряда выжить и победить резко увеличились.
Ричард Шарп не был дураком. Постоянные боевые столкновения и преследование французов, таинственный сундук, оберегаемый испанцами как зеница ока, неизменные уговоры майора, что на юг поворачивать ещё рано, что торных дорог в том направлении нет, неизбежно вызывали подозрения. Да, Вивар помог ему укрепить свой авторитет в отряде. Один вид воинственного гидальго усмирил сильных, а его энтузиазм воодушевил слабых. Но нельзя же вечно опираться на чужой авторитет! У стрелков своя цель: выйти к своим, к морю, и именно к этому он, как командир, должен стремиться. Получив наконец карту местности от случайно встреченного семейства английских проповедников-методистов, застрявших в воюющей стране, Шарп узнаёт, что Вивар давно его обманывал: дорога на юг есть, даже не одна, и все они свободны.
Ссора, разразившаяся между лейтенантом и майором, была ужасна. Все разногласия, всё многолетнее противостояние между извечными врагами – англичанами и испанцами, протестантами и католиками – всё это вырвалось наружу и привело к полному разрыву. Шарп силой и угрозами заставил своих стрелков, готовых следовать за «настоящим офицером» куда угодно, покинуть испанский отряд и устремиться на юг. Теперь им предстояло сопровождать ещё одну обузу: карету методистов, безуспешно пытавшихся распространять Новый Завет в стране, погрязшей в «папистских бреднях». В карете находилось двое дам, и одна из них была прехорошенькой 
Но от судьбы, как известно, не уйдёшь. Использовав присутствие стрелков Шарпа как дополнительную огневую мощь, Вивар использовал их уход как уловку с целью сбить французов со следа. Вся Галисия верно служила дону Бласу, отказываясь повиноваться законному господину – графу Моуроморто. Умело пущенный слух – и вот уже французский отряд преследует стрелков, глубоко убеждённый, что таинственный сундук и маскирующийся майор находятся среди них…
[окончание следует]