Итак, мы начинаем!
Мысль забить на «Гарри Поттера» и начать смотреть «Формулу любви» была поистине гениальной

. Все современные уловки, высокобюджетные проекты и умопомрачительные спецэффекты, которыми мы уже привыкли восхищаться, безнадёжно меркнут, когда на сцену выходит
такое 
. Фильм в старом, добром советском стиле: сплав таланта, коллективного творчества единочаятелей

и безудержной атмосферы всеобщего баловства, свойственной «капустникам» наших лучших театров

. Как же хорошо, что всё это осталось зафиксированным на плёнке! Право же, совершенно необходимо периодически пересматривать наши старые фильмы: чтобы не дать себя сбить рекламным кликушам всяческих «тихих донов», чтобы напомнить себе, каково же оно,
настоящее.
Восторженные вопли и ностальгия
Я один превратил обман
в высокое искусство,
и поэтому стал знаменит.
Боже-боже, талантливая комедия о жизни талантливейшего комедианта, что может быть увлекательнее
! Граф Джузеппе Калиостро, Верховный Иерарх Сущего
, наскучив европейскими столицами, почтил своим визитом Россию, неся чудеса в массы состоятельного дворянства. И, я полагаю, следует признать, что за свои деньги зрители получили чудеса в полном объёме: экзотическое супер-мега-шоу, поставленное с изысканным вкусом и невиданным тогда размахом, было «эксклюзивным», как сказали бы сейчас
. Да, находились люди, прискорбно лишённые художественного вкуса
, вроде местной полиции, норовившие пресечь артистическую деятельность Магистра, но где им было угнаться за труппой высококлассных мошенников! Не Петербург, так Москва; не Москва, так провинция – поистине, велосипед держит скорость – снова и снова карета срывается с места в карьер и уносит графа и его свиту от преследования. «Нноо, залётные! Фортиссимо, мамма миа!!» 
Меня предупреждали, что
пребывание в России действует разлагающе
на неокрепшие умы.
Я понял, Жакоб:
все пришельцы в Россию
будут гибнуть под Смоленском.
Загнанный волею судьбы в непролазную грязь российской провинции (как мало Россия изменилась за последние двести лет
!), граф Калиостро из-за поломки кареты был вынужден застрять где-то
под Смоленском. Не стану пересказывать сюжет – пытаться конкурировать с Григорием Гориным было бы самонадеянностью за гранью наглости
. Скажу только, что именно эта часть была в фильме самой потрясающей: смотреть, как раз за разом столичный лоск, многоопытность и магнетические способности Великого Магистра и его свиты разбиваются о непробиваемые здравомыслие и благонамеренность обитателей российской глубинки
. Здесь жизнь течёт своим чередом, здесь все друг друга знают, имеют обо всём своё здравое суждение, а удалённость от обеих столиц – она не столько даже географическая, сколько… мм… сакральная
. И именно здесь граф Калиостро встречает перелом своей жизни и осознаёт, что безнадёжно проиграл поединок с Богом – единственным соперником, которого самонадеянно считал равным. Да-да, на поверку Великий и Ужасный Магистр оказался романтиком не хуже помещика Федяшева и не выдержал крушения собственных идеалов 
Самое время сказать о великолепнейшем актёрском ансамбле, собранном режиссёром Марком Захаровым для этого фильма. Да, он всем нам прекрасно известен, но тем не менее
. Пара Абдулов-Фарада с бессмертным хитом всех времён и народов «Ун моменто»
, классический дуэт Пельтцер-Броневой
, напоминающий нам, что маленьких ролей не бывает, но порой рождаются великие актёры, Мгалоблишвили-Аминова (Калиостро-Лоренца) великолепно сыгравшие две центральные роли, Валюшкина-Михайлов (Мария-Алексей) молодая влюблённая пара, Захарова-Скоробогатов (Фимка и Степан-кузнец) вносящие комедийный «латино-пейзанский» колорит. Удивительно компактный, ровный и взаимодополняющий состав!
Плюс музыка Геннадия Гладкова, плюс стихи Ю.Михайлова (Юлия Кима
), плюс яркие, гротескные танцы… Чего же ему не смотреться – такому-то фильму
?
Это зачем же они
её так крепют?..
…И несколько слов о самом главном – о киносценарии.
Только недавно мы имели законный повод сплясать на костях одного незадачливого режиссёра, возомнившего себя сценаристом. Немногие его защитники, они же критики критиков
, группировались под штандартом, на котором золотой канителью было вышито: «Киносценарий не должен рабски повторять произведение!»
. А нас, беспардонных критиканов, обвиняли в буквоедстве и приверженности замшелым догмам 
Так вот, сегодня я просто не могу упустить такой прекрасный повод немного поговорить о сценариях и их литературных основах 
Когда в своё время я прочитала повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро», то была необыкновенно разочарована. Это оказалась такая скушшная, такая неинтересная история, очень быстро испарившаяся из моей головы
. Но когда я хорошенько подумала
, то в некотором смысле переменила своё мнение на противоположное: не будем говорить об Алексее Толстом, воспоём славу Григорию Горину
. Взяв из первоисточника буквально бусинку-идейку, жемчужинку, обронённую писателем незамеченной, драматург обыграл и огранил её по своему вкусу. И почти из ничего создал блистательную, оригинальную, буффонную комедию - со стремительным действием, новыми, собственными персонажами и такими изумительными диалогами, что отдельные фразы из них уже лет двадцать как разошлись на поговорки.
И где теперь тот изначальный сюжет?.. Кто здесь стенает о первоисточнике?.. Да причём тут вообще Алексей Толстой, кому он, нафиг, прости Господи, нужен?! Есть фильм «Формула любви», созданный режиссёром Марком Захаровым и сценаристом Григорием Гориным, одним из самых талантливых театральных тандемов 
Вот такие пирожки. Идея «кладбища сюжетов» не нова и не мною впервые обнаружена, вопрос упирается только в то, что для успеха кинопрожекта сценарист должен быть не менее талантлив, чем автор собственно произведения
…Всё действо уместилось в совершенно несолидный по нынешним понятиям отрезок времени: час двадцать. И эти час двадцать я просидела не отрываясь, с блаженно-идиотским выражением безграничного счастья на физиономии, с удовольствием смеясь над каждой, давно знакомой фразой. И радуясь тому, что гениальные фильмы, как и гениальные рукописи, не горят
Категория: