Великая Дама не торопится,
но никогда не опаздывает
РрецензияДа-с, Олди – это бренд, как сейчас принято говорить
. Не знаю, сколько попало в роман от Валентинова, не такой я крупный знаток
, но общий результат получился более чем. Я уже предупреждала, что на связную-дельную рецензию по Олди не способна – «давайте трезво оценивать наши шансы» (С) – а поскольку «Тирмен» проходит именно по этой категории, читайте то, что получилось

…Не сказать, чтобы идея Спасения Мира была сильно нова
. Но как-то не припомню, чтобы раньше его спасали путём тщательно отмеренного внесения хаоса
в отдельные ключевые точки. О чём этот роман? О судьбах двух тирменов, старого и молодого, рыцарей Великой Дамы, чьё имя лучше не упоминать. Он о смене поколений, даже о передаче власти
, если хотите. Повествование затягивает сразу и не отпускает до самого конца. Да, внешне действие неторопливо и в современном нам «временнОм пласте» не слишком богато событиями. Но постоянные ретроспекции в ключевые моменты частной судьбы на фоне драмы ХХ века держат читателя в тонусе и не дают излишне расслабиться.
Формально главный герой романа – мальчишка: Данька, Даниил-Архангел, наш современник, но весь сюжет плотно накручивается вокруг эпической фигуры старого тирщика «дяди Пети» - Петра Леонидовича Кондратьева. Ха! Куда там Горец
! Дядя Петя даст ему сто очков вперёд и всё одно пристрелит из какой-нибудь очередной раритетной винтовки, со своей обычной невозмутимостью передёрнув затвор. Ещё бы - тирмен со стажем 
О, Пётр Леонидович совершенно поразил моё воображение
! Его фигура раскрывается постепенно: старый тирщик, пенсионер. Ветеран Отечественной, орденоносец. Окруженец 41-го, интендант. Социально неблагонадёжный, бухгалтер. Беспризорник Гражданской, колонист. Вплоть до неведомых нам, но неистребимых дворянских корней, когда деда, поляка-народовольца воспринимаешь уже стоически. «Поистине сын ХХ века», как сказали о нём в преждевременном «некрологе».
Факты впечатляют, но всё это внешнее. Пётр Леонидович – тирмен, стрелок Судьбы, и этим сказано всё. Он, как и его патронесса, никогда не торопится, но и никуда не опаздывает: долгая жизнь полна испытаний – на Даму надейся, а сам не плошай
. ХХ век уже закончился, сменились поколения, воздвиглось и рухнуло очередное Царство, а старый тирмен устоял. И к концу жизни всё же сумел найти ученика, который достойно продолжит его дело.
Конструкция Тира Великой Дамы раскрывалась постепенно, намёками, шаг за шагом, и только к концу романа проявилась целиком: от волшебного леса «плюс первого» - сквозь обшарпанную «нулёвку» - профессиональный «минус первый» - шокирующий «минус второй» - и вплоть до персонального тирменского «минус третьего». Интересно, очень интересно. И всё это на фоне обыденной нашей постперестроечной жизни: инфляция, развал страны, передел собственности, криминализация власти. Вспоминать те времена неприятно и не слишком хочется, у кого другого я бы вообще читать не стала, но Олди есть Олди. Вот уж кто далёк от смакования чернухи! Честный портрет эпохи, несколькими скупыми и яркими мазками нарисованный задник сцены, на которой идёт очередной спектакль театра Жизни и Смерти.
Мне понравилось всё. Все характеры и все персонажи: правильный Данька и его категоричная Лерка, психованный королёк Артур и безумный адмирал Канарис
, эпизодические бандиты и депутаты
, родители Даньки и прожектёр дядя Лёва, все! Со шпаной и криминалитетом я, правда, не знакома, но их представители меня тоже впечатлили
, хотя сравнивать было и не с чем. «Волшебная сила Искусства» (С), однако 
Язык тоже был выше всех похвал – а чего другого можно было бы ожидать от Олди, умс
? Давно не получала такого удовольствия: читалось, как коньяк пилось

Тем не менее не могу сказать, что поняла абсолютно всё и со всем согласна. Но. Приняв себе однажды за правило не критиковать Олди, продолжу придерживаться этой линии. Не доросла, возможно
. «И не надо царапать своё имя на постаменте» (С)

Теперь вот сижу и думаю: может, зря я не читаю Валентинова? Уж кто-кто, а Олди кого попало в соавторы не возьмут, умс
?
Резюме: когда встречаешь настоящее, его невозможно не узнать.
Категория: Олди.
«- Тех, кто с войны бежит, ещё простить могут. А я… Я дезертир Смерти, нас не милуют. Было у меня дело в руках: важное, не каждому поручат. Одного из тысячи выбрали, поверили, а я деньгой соблазнился. Деньгой и кровью. Был тирмен Пантелкин, стал бандит Пантелеев. Сорвался бешеной собакой с цепи, только и осталось – пристрелить. Ты вот оглядывался, Камушек. Чего видел? То-то, что ничего, снег да грязь. А я… Не отпускают, по пятам идут, ночью, днём…
Пьеро слушал, понимал с пятого на десятое и думал, что самое время пугаться. По-настоящему. Нет, не шёл страх, задержался в пути. А Леонид Семёнович ладони из карманов вынул, кулаки сжал, голову запрокинул.
Уставился в серое небо.
- А всё равно не по-твоему выйдет! Слышишь меня? Слышишь? Не по-твоему!..
Эхо пошло гулять над рельсами.
- Извини, Камушек! – оскалился улыбкой Лёнька Пантелеев, странный человек. – И в голову не бери, забудь. Но не до конца. Главное помни: раз мы – оружие, раз нами стреляют, значит, мы тоже – чья-то рука. Без нас этот «кто-то» неполон. Когда целимся, когда курок жмём – мы не просто люди. И думать должны иначе, и чувствовать. Представь, будто ангел ты, людишек перебирать послан. Без гнева, без злости, долга ради. Не пистолет наводишь – стрелу огненную пускаешь, чтобы миру порядок дать. Понял, Камушек?»
Теперь вот сижу и думаю: может, зря я не читаю Валентинова? Уж кто-кто, а Олди кого попало в соавторы не возьмут, умс подмигивание?
Дык это... я давно уже тебе советую!
Ты, пожалуй, единственная из моих знакомых, кто может ДОСТОЙНО писать об Олди
Это их же и заслуга: текст так «излучает»
Дык это... я давно уже тебе советую! Имхо, не все - но очень и очень многое - стоит!
Когда дозрею окончательно, возьмусь за тебя как следует и всё вытрясу: имена, пароли, явки
По-любому, надо читать Валентинова. Тогда без проблем будете определять _его_ героев в книгах. А то пока Вы их только интуитивно чуете.
По-любому, надо читать Валентинова
Ишшо одна весомая рекомендация!
[тщательно фиксирует]
З.Ы. Пикси, пасиб за рецензию, неужели опять начну Олдей читать? Очень уж у тя "заразные" они, рыцензии, в хорошем смысле ентого слова... Или Заразительные? Вобщем - заражательные и заряжающие, вот!
Скачан весь Валентинов с "баранчика" (хотя кой-чего, особенно - с Олдями, читано в бумаге, ниче, повторим) и сегодня, после дочтения Сапковского, стартует глобальное читание сего автора. Пока что, из всех книг больше всего понравился "Клирик".
Пикси, пасиб за рецензию, неужели опять начну Олдей читать?
Пожалуйста!
[машет ручкой]
Ну разумеется, Олди надо читать
стартует глобальное читание сего автора
Отлично! Результаты выкладывай, будем читать