«Крепость», я «Крепость».
Веду бой, держу оборону,
жду подкрепления.
«Крепость», я «Крепость»…
Брестская крепость… Все мы так или иначе слышали о ней – все, родившиеся в СССР.
Семья моей матери встретила 9 мая 1945 года в городе Бресте, в нескольких шагах от легендарного места, и хотя Ма тогда было всего три года, она помнит и День Победы, и саму разрушенную крепость – целый город в её детском понимании, развалины, куда маленьких не пускали.Что будут знать будущие поколения россиян о Брестской крепости? Это закладывается именно сейчас, во многом тем самым фильмом, который вышел на экраны в прошлом году, что и подвигло меня фильм посмотреть. А также то, что трекеры полны восторженных отзывов неангажированных людей, простых зрителей, как вы или я, не склонных прислушиваться к официалу. Так что же это за фильм такой – «Брестская крепость»?.. Мы слишком часто разочаровывались современным киноискусством, чтобы поверить в чудо.
Первая кинокартина
Союзного государства занимает сто сорок минут экранного времени, её сняла не гремевшая доселе съёмочная бригада, на нас смотрят свежие, не затёртые по всем каналам лица актёров, и её не ждёт заранее вымощенная дорога в Канны. Это фильм о самом начале войны, о первых подвигах и первых поражениях. Фильм о том времени, когда страна ещё не умела воевать по-настоящему, когда страна была не готова. Хотя, как можно быть готовым к
такому, не знаю.
читать дальшеСценаристы оригинальничать не стали: действие развивается традиционно для фильмов о начале войны и, возможно, так и следовало поступить. Лето 1941 года, 21 июня, последний мирный день, выходной. Глядя на гуляющую в парке публику, на причёски и наряды дам, я вспоминаю семейные фотографии, лежащие в альбоме – всё очень знакомо, моя бабушка выглядела так же - перед войной. Но мирный день быстро переходит в короткую ночь, затем наступает рассвет нового дня, который перечеркнёт всё. «Киев бомбили, нам объявили…» Хотя, конечно, не только Киев.
Сценарий базируется на событиях реальных, поэтому в центре его внимания находятся три группы сопротивления, возглавляемые реальными же историческими лицами: командиром полка майором Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы лейтенантом Андреем Кижеватовым. Именно эти фамилии носят персонажи фильма, вокруг которых формируется сюжет. Связующим звеном между героями – в прямом и переносном смысле – становится Сашка Акимов, мальчишка лет двенадцати, воспитанник музвзвода. Маленький, юркий, знающий крепость досконально, как свою трубу, он способен незамеченным проскользнуть там, где взрослый неминуемо нарвётся на пулю. Сашка занят важным делом – он ищет Аню, свою подружку, которую потерял в суматохе, и потому не слушает призывов взрослых спуститься в относительно безопасные подвалы, где прячутся семьи.
Кстати, Александр Акимов является и рассказчиком. Закадровый голос, подчёркнуто пожилой и неторопливый, комментирует для нас события на экране, вспоминая о далёких уже днях своего детства. Свидетельство очевидца, вот что такое картинка, которая проплывает у нас перед глазами. Это память, тяжёлая память, кем-то прожитая жизнь. «Военнообязанный» музыкант Сашка, самостоятельный и неожиданно удачливый мальчишка – он дожил до наших дней, чтобы рассказать нам эту историю.
Приливы и отливы. Постоянные немецкие наступления и редкие удачные контратаки. Пулемётные гнёзда напротив крепостных ворот. Дезорганизованные отсутствием оружия и командиров солдаты. Хуже того: толпы мечущихся гражданских, не способных ни вырваться из осаждённой крепости, ни выжить внутри неё. Я опять вспоминаю семью моей матери во время войны, типичную офицерскую семью, такую же, как там, на экране: капитан Бычков, его неработающая супруга, двое детей – мальчик и девочка (Ма) и мать-пенсионерка. Их – и моё – счастье, что они встретили войну на Дальнем Востоке и победу – в Бресте, а не наоборот, иначе я не сидела бы здесь с вами.
Сопротивление крепости становилось всё слабей, надежды на быстрый приход подкреплений таяли. Сначала их ждали с часу на час, затем к утру, потом завтра, но неминуемое понимание в конце концов приходит: никто не придёт, не поможет никто. Они в тылу, возможно, в глубоком тылу, и вряд ли кто-то вообще помнит о них.
Впереди было четыре года войны, просто никто об этом не знал.
Вот заканчиваются последние капли воды… Вот захлёбывается попытка ночного прорыва… Вот гаснут один за другим очаги сопротивления – по причине отсутствия живых… Вот наконец добровольно уходят в плен семьи – измученные голодом и жаждой дети, женщины и старики; уходят в никуда, вряд ли их кто-то после этого видел. Защитников всё меньше; дни смешались, никто уже не следит за календарём. В глазах Саньки постепенно проявляется безнадёжная тоска – даже мальчишка, долго веривший в собственную неуязвимость, понимает, к чему всё идёт. Он уходит из Крепости в последний момент, по прямому приказу, уходит тоже в никуда. Но это не позорное бегство, нет. Воспитанник музвзвода Акимов уносит за пазухой знамя – окровавленную измятую тряпку, символ и честь. Он уходит в поля, в тусклый больной рассвет и уносит с собой зародыш будущей Победы.[окончание следует]
Спасибо за интересную рецензию.
~kassara~
Спасибо. Фильм стоит того.