читать дальшеСудьбы же главных героев складываются согласно историческим фактам. Кижеватов погибает от взрыва гранаты, Ефим Моисеевич Фомин, будучи «евреем и комиссаром», расстрелян (где и когда можно спорить, но я бы оставила за сценаристами право на манёвр), майор Гаврилов попадает в плен: его освободят из Равенсбрюка в мае 45-го, и он доживёт до 1979-го, но это будет потом, очень сильно потом.
Я опять вспоминаю свою родню – у нас тоже был такой, еврей и комиссар, всей и разницы, что служил на Украине, а не в Белоруссии. Тоже погиб в первые дни войны, и никто никогда не узнает, где похоронен.
Общая страна, общая война, общая судьба.
Что ж, о сюжете это всё, поговорим о художественных достоинствах.
Во-первых, в фильме нет идеологии. Ни советской, ни «новорусской», когда принято оплёвывать всех и всё, грузить пароходы бюстиками вождей и выпускать в кадр сатрапствующих особистов. Это – фильм – о – войне. Тут нет места юродству и позднейшим политическим оценкам.
О достоверности. Что ж, специалистам видней, но на мой нетренированный взгляд всё было хорошо, я уже упоминала об этом. Я улыбалась, глядя на прилавки старого доброго магазина «Военторг»: те, кто видел сельские магазины 70-ых – да и начала 80-ых тоже – узнают и антураж, и ассортимент.
Отдельно отмечу, что мне был непонятен смысл отдельных (немногих) военных манёвров: как то уход врассыпную белым днём или наступление с табуреткой в руках, но, возможно, во всём этом есть некий таинственный резон.
Актёрская игра добротная, без экстраординарных всплесков, но более чем на уровне. Особо скажу об Алексее Копашове, исполнителе роли Саньки: изумительный российский типаж, белобрысый паренёк, которых в Центральной России восемь на дюжину – да наш Павлюсий практически такой же. Именно его игра, эти бесконечные крупные планы, делает в конечном счёте картину. Необыкновенно достоверно и талантливо, молодец, огромное ему спасибо.
А теперь самое главное.
Это безумно красивый фильм – если вы достаточно эль-ин для того, чтобы оценить красоту разрушения, скорби и безысходности. Красоту апокалипсиса, пусть и локального.
Режиссёр – голова, оператор – кудесник, монтажёр – мастер своего дела. Какие ракурсы, какая компоновка… Чёрт, да это видно даже по скринам! Практически каждый кадр – шедевр, а ведь в движении всё выглядит ещё более потрясающе! Палитра цвета хаки, земли и различных оттенков серого – плюс щедрые мазки красных околышей, подсохшей крови и старого кирпича. Страшное зрелище, завораживающее зрелище. Искусство в высшем своём проявлении.
Я посмотрела достаточно много современных фильмов о войне, по сути, в течение нескольких лет проводила исследование. «Мы из будущего» части 1 и 2, «Туман», «В июне 41-го», «В августе 44-го…», «Под ливнем пуль», «Апостол»… Моё мнение однозначно и безапелляционно: «Брестская крепость» - лучший из них. Во всём. От сценария до последней запятой. Я бы сказала, что это имперский фильм – по охвату, настрою и величию момента. Именно такой кинематограф нам нужен.
Жалею об одном: я так и не смогла пересилить себя и отсмотреть «Утомлённые солнцем-2», чтобы сделать мой обзор полным. Заочное соревнование этих двух фильмов ни для кого не секрет: выпущенный маститым режиссёром к юбилею Победы заранее прославленный шедевр и вышедший едва ли не под сурдинку и в неудачное время - в ноябре - фильм мало кому известного Александра Котта смотрела одна страна. Как не повезло с публикой мэтру, так почтён благодарностями Котт. Оцените разбег: на момент моей публикации оценки на IMDb выглядят практически неприлично: 4.0 против 8.2. А ведь это даже не среднее арифметическое! С тем ещё хуже, 3.3 против 8.9. Что ж, глас народа своё слово сказал: кому жить в веках, а кому развлекать составителей энциклопедий и сплетников.
Сейчас много говорят о бездуховности молодёжи, неожиданно всплывшем национальном вопросе и патриотическом воспитании. Не надо говорить. Надо честно снимать и широко прокатывать.
Да, фильм о войне может травмировать нежную детскую душу. Но ничто не способно измордовать её так, как современная «мирная» жизнь.
…Недавно Аглая хорошо написала у себя в таком духе: то, что остаётся в памяти семьи – пусть и в виде рассказов ушедших бабушек – для нас близко и не кануло в Лету, оно где-то за плечом, достаточно обернуться. В доме моего деда, ветерана войны, долго служила старая медная лампа, сменившая за свою жизнь множество «лампочек Ильича». Её притащил мой дядя, тогда ещё мальчишка, ровесник Саньки Акимова. Полезную в хозяйстве вещь он отыскал на развалинах Брестской крепости, починил, начистил и приставил к делу: пусть служит. Для нас подвиг и гибель Брестской крепости не сказка о старых временах, а недавняя быль и боль. Так пусть же для наших детей преемственность сохранится.Резюме: лучший из современных фильмов о войне. Рекомендую к просмотру.Копию хорошего качества можно взять
здесь. Трёхгиговый BDRip даёт достаточное представление о картинке, было бы грешно смотреть такой фильм в пережатом DVD-формате. Скрины сделаны именно с этого экземпляра.
"Брестскую крепость" смотрела в кинотеатре - были люди разного возраста, но смотрели в полной тишине, многие в слезах, и никакого попкорна.
Елена.
"Брестскую крепость" смотрела в кинотеатре - были люди разного возраста, но смотрели в полной тишине, многие в слезах, и никакого попкорна
Именно так и нужно смотреть кино - как всегда было принято у нас, в России. Думаю, я никогда не смирюсь с новой, цивилизованной поп-корновой традицией.
Спасибо, что не пожалели времени и высказались
Всё-таки, думаю, ты зря исключаешь из списка безусловных удач "В августе 44-го". На мой взгляд, очень достойно.
А я исключила? Хм...
Достойно снято, тут спора нет. Недаром моя Ма даже пересматривала его недавно - редкий случай
Но всё же, имхо, он не самый лучший. Да и многолетнее знакомство с первоисточником... Лично мне оно мешает воспринять фильм "отдельно": постоянно натыкаюсь на "тут поменяли", "там урезали".
Хотя ещё раз повторюсь, фильм именно что достойный, пусть и не идеальный.
Первоисточник знаю) Не наизусть, но сориентироваться мне там несложно) Не помешало)))
А идеал... Для меня идеалом остались "Двадцать дней без войны" и "На всю оставшуюся жизнь".
А идеал... Для меня идеалом остались "Двадцать дней без войны" и "На всю оставшуюся жизнь".
Оу! Вот со старыми фильмами у меня вообще полный аллес: ибо дома никогда не смотрели фильмы про войну. Это уж я теперь... на старости лет... самостоятельно... В исследовательских целях
Может, и до них доберусь когда. Не знаю прямо.