В принципе, я уже давно перестала покупать сборники, все эти «Фантастика/Фэнтези-200i». Не то чтобы я могла всерьёз против них возразить, скорее, это «мои личные тараканы» – большое количество разных писателей с маленькими фрагментами имхо создаёт немыслимую толчею на одном квадратном метре площади, что не идёт на пользу восприятию. Уж ежели браться читать мелкие формы, так чтобы они принадлежали перу одного автора или же одному миру, как это и было задумано в этот раз.
Предупреждаю сразу, я – настоящее «дитя природы» , обременённое историческими ассоциациями примерно на уровне 3го класса очень средней школы, так что никакая тень Ричарда III не застила мне горизонт и не мешала восприятию текста, хотя на параллель с Жанной д’Арк меня и хватило
Вера Камша. «Crataegus sanguinea. Время золота»
Мне повезло купить сборник в аккурат 31го декабря, в последний день старого года . Сами понимаете, добыть давно ожидаемую книгу и не открыть её в свободную минуту этого сумасшедшего дня, дожидаясь спокойного времени, – это слишком . Я улучила момент между приготовлением салата и накрыванием новогоднего стола и… провалилась в текст напрочь! Когда я вырвалась оттуда исключительно усилием воли и вернулась к предпраздничным хлопотам, то атмосфера этой необыкновенной грустной сказки осталась со мной, окрасив новогоднюю ночь в золотисто-красный цвет осеннего боярышника.
Продолжила читать я уже в новом году, и повесть мне, как и ожидалось, понравилась. Проблема гномьей экспансии оказалась очень убедительной и многообещающей, смены правящей династии дважды за 50 лет – тем более. Герои тоже порадовали – как приятно в наше время встретить идею Служения в самом форском смысле этого слова . Хорошо, и хорошо весьма.
Единственное возражение, которое я могла бы выдвинуть, заключается в том, что всё же повесть – не тот «размерчик», который является естественным для уважаемой Гатти , не говоря уже о том, что этого материала вполне хватило бы на полноценный роман. Ну просто я люблю романы гооораздо больше, чем повести
Ещё один любопытный момент. Почему-то атмосфера «Crataegus sanguinea» совершенно неожиданно напомнила мне о повести Наталии Ипатовой «Сказка зимнего перекрёстка». Странно, да? Вот и я удивляюсь . Очень разные вещи, ничего общего, а вот поди ж ты! Видимо, две одинаково талантливые грустные сказки об окончании «времени золота»
Элеонора Раткевич. «Время серебра»
Вот тут мне уже стало намного сложнее. Часть очаровавшей меня атмосферы осталась, но нечто постоянно мешало читать и радоваться жизни. В итоге мне удалось это нечто сформулировать: излишняя патетика, мелодраматизм и чересчур подробное «разжёвывание» читателю эмоций героев. Причём это, строго говоря, неожиданностью для меня не стало: последний роман мадам Элеоноры «Ларе-и-т’аэ» уже продемонстрировал эту тенденцию. «Хочу, чтобы меня правильно поняли наверху» © М.Ж. – я сугубый сторонник счастливых концовок, за которые так ратует Ela. Скажу более, если бы все романы на белом свете кончались фразой «И жили они долго и счастливо, и вообще никогда не умерли», я была бы просто на седьмом небе , но дело вовсе не в этом. Имхо, некоторая «благородная сдержанность» идёт и писателю, и его персонажам . Нужно больше уважать своих героев и доверять им: они сильнее, чем кажется, и способны на бОльшее, чем быть статистами «карамельных мелодрам».
В своё время я говорила о том, что «писатель всегда прав», от своих слов не отказываюсь и теперь. Просто для меня это означает, что наши с мадам Элеонорой пути расходятся, вот и всё. И мне жаль, ибо я с удовольствием следила за её творчеством с 1997 года и собирала все книги.
Сергей Раткевич. «Искусство предавать»
То же самое, что и в предыдущем пункте. С коэффициентом 1.5
Пояснение. Мне понравилась первая повесть и идея сборника в целом.
«Он знал, что ему предстоит лгать ещё долго. Очень долго. Жить ложью, одеваться в ложь, спать на лжи, питаться ложью, дышать ею, захлёбываться, корчиться в агонии, ибо беспросветно лгать невыносимо. Но он будет лгать, лгать и ещё раз лгать. Потому что другого пути нет. Потому что есть только этот.
…
Он окинул прощальным взором каменную тайнопись родного мира. Спокойно и отрешённо, как смотрят умирающие. Но он не умирал. Он уходил наверх. К людям. Он, Шварцштайн Винтерхальтер, короче именуемый просто Щарц, единственный гном, сбривший бороду. Лазутчик. Шпион. Лжец.»
Сергей Раткевич, «Искусство предавать»