Вернее даже не так, а «Дик & Феликс Фрэнсис», что для меня, конечно же, непривычно. После того, как столько лет собирала Фрэнсиса и перечитывала его романы, трудно смириться с тем, что любимый писатель стареет и постепенно как бы удаляется от нас. Но нужно смотреть правде в лицо: 89 лет, исполнившиеся Ричарду Стэнли Фрэнсису на настоящий момент, не располагают к активной литературной деятельности. Хоть ты какой будь профессионал, герой, спортсмен и прочая и прочая
Уже читая роман 2006 года издания, «По заказу» («Under Orders»), я говорила Ма: «Наверное, это не он, вернее, не совсем он. Кто-то помогает, не иначе, молодой журналист или начинающий писатель». И вот на обложке следующей книги я вижу: «Дик & Феликс Фрэнсис». Не имея точной информации – сын ли, внук ли – я тем не менее получила ответ на свой незаданный вопрос. Впрочем, дело не столько в подписи, сколько в самой книге и впечатлении, оставляемом ею. Конечно же… А читая, трудно не сравнивать текст с прежним, «классическим Фрэнсисом», глаз непроизвольно и постоянно ищет сходства и различия.
Спойлеры: прямо сказано, кто убийца…Герою нашего романа, Максу Мортону, тридцать два года - как всегда у Фрэнсиса . Будучи талантливым шеф-поваром с амбициями, он твёрдой рукой заправляет небольшим преуспевающим рестораном в окрестностях Нью-Маркета - ну конечно же . Но размеренное течение жизни нарушается – закон жанра! – когда выясняется, что на торжественном банкете серьёзно отравились две сотни гостей . Не насмерть, не бойтесь . Кстати, шеф-повар отравился и сам, что добавляет интриге пикантности. Мог ли опытный профессионал допустить глупейшую кулинарную ошибку? Нет, конечно же нет, и наш герой решительно отвергает подобное обвинение! В попытке спасти остатки репутации, Макс с огромным трудом выползает на работу на следующий день… только затем, чтобы стать свидетелем колоссального взрыва трибун ипподрома. И лишь чудом не остаться на месте среди жертв.
А вот и отличия. Мне всегда нравилось в творчестве Фрэнсиса то, что он не был склонен к массовому кровопролитию. Да, и у него случались истории, леденящие кровь, - вспомним того же «Банкира» или «Дорогу скорби» - но во многих детективах вообще никто не погибал! Помню, как восхищалась когда-то: мастер детективной интриги, способный прекрасно обойтись без убийства в завязке сюжета
И что же мы видим теперь? Времена меняются не к лучшему. Взрыв… Терроризм… Многочисленные жертвы, страх и всеобщая паника.
На фоне «Взрыва на скачках 2000 гиней» массовое отравление на банкете меркнет – для прессы и общественности – но только не для повара, обвиняемого в халатности. Начиная собственное расследование, Макс Мортон даже не предполагает, что два этих события тесно связаны, и что жизнь его скоро и круто изменится…
Вот в таком ключе.
Фигура следователя-повара пополняет собой ряд героев Дика Фрэнсиса, детективов поневоле: журналист… фотограф… виноторговец… бухгалтер… банкир… и, конечно же, значительное количество жокеев . Тут трудно было не вспомнить «шефа Райбека», героического кока с линкора ВМС США «Миссури», который в лице Стивена Сигала боролся с терроризмом, но я постаралась от него абстрагироваться. Но в целом Макс Мортон показался мне менее интересным, чем его литературные предшественники, да и менее успешным в качестве расследователя. Написано не столь ярко, выглядит не столь убедительно. Впрочем, это может быть и предубеждением, спорить не стану. Хотя то, что герой на наших глазах встречает девушку своей мечты , не могло не встретить моего читательского одобрения. Такое и прежде у Фрэнсиса встречалось
Так что же изменилось?
В сюжет активно ворвались современные веяния – Интернет и электронная почта. Герой не вылезает из поисковых систем и всё время что-то получает на мыло . Хотя и не могу сказать, что я одобряю его формулировки поисковых запросов в Гугле . Также поразило моё воображение упоминание о «полонии-210» и убитом в Лондоне с его помощью «бывшем кагэбэшнике», пусть фамилия Литвиненко впрямую и не была названа. Хмм… То ли раньше Дик Фрэнсис реальные события в сюжеты не вплетал, то ли были они внутрибританскими и потому иностранными читателями не замечены.
Но что я решительно не одобрила, так это «русский след», который широкой полосой протянулся от середины расследования к самому финалу. Да-да, я вам самым гнусным образом наспойлерила: главной сволочью оказался наш с вами соотечественник . Гад, убийца, наркоторговец, мафиози – в общем, вы поняли. И не знаю, что бы почувствовали в этом месте вы, но я очень расстроилась . Даже «Предварительный заезд», где действие происходит в Москве перед Олимпиадой, меня, помнится, не оскорбил. Да, наша жизнь с точки зрения английского жокея смотрелась… непривычно , но вместе с тем и не обидно, а тут… Я-то считала, что время «русской мафии» (ТМ) в детективах и дешёвых боевиках закончилось. Что это скучно и пошло, что махровые штампы остались навсегда в «смутных девяностых». Видимо, просчиталась. Очевидно, за пределами России всё выглядит несколько по-иному: албанского боевика в сюжет не хотят, мусульманского террориста не желают, местный коррупционер просто не приходит в голову.
Не знаю, как по мне, Pyotr Komarov убедительным злодеем не получился. Он мог бы быть, как описано, успешным мафиози, но тогда, видит бог, действовал бы умнее – нас, русских, в глупости ещё никто не обвинял . И мог бы быть полным отморозком – этого добра достаточно – но тогда на воздух взлетел бы весь ипподром, а не единственная трибуна, в крохоборстве мы тоже не замечены . Но увы, нас с вами никто не спрашивает. Наш соотечественник выведен хитрым, но недалёким, жестоким, но беспонтовым. Вы не поверите: в финале этот гроза ипподромов был вырублен хрупкой альтисткой, засветившей ему в фейс собственным инструментом . Странный финал странного романа странного соавторства. И, боюсь, я теперь до конца собственных дней обречена гадать: так это был Дик Фрэнсис или всё же не он?Резюме: эпоха уходит Категория: