Каждый из нас проходит по мостам жизни,
сжигая их за собой и унося в памяти
запах дыма и горечь слез.
Благополучно пропустив мимо себя все
порывы ветра – со вкусом полыни и без – я встала лицом перед проблемой «Пересмешника». В целом отзывы были благоприятны, и я колебалась. Опыт показывает, что Пехов всё же не «мой» писатель, но вдруг…
Искра надежды тлеет в нашем сердце всегда . Последнюю точку в вопросе «Читать или не читать?» поставило моё электронное устройство: покупать книгу я всё же не стала бы, а вот ознакомиться с файлом текста в удобной форме – почему нет?
Если что, никто дочитывать не заставляет, а жаба спокойно сопит себе в две дырочки, не вмешиваясь истеричными воплями в процесс
…закачали - и нач-чали…
Великий город Рапгар! Смешенье рас, языков и обычаев; чуточку нелепая эпоха пара и начатков электричества, подъезжающая на архаичном паровозе к покинутому перрону Великой Магии Прошлого. Город контрастов. Город великокняжеского двора и первоклассных интриг. Покинутое обиталище вот-только-что-ушедшего, а потому непривычно близкого, Всеединого Бога. Добро пожаловать в фэнтезийный Вавилон, город Рапгар приветствует вас!
…А теперь совсем о другом...Так или примерно так всё это выглядит со стороны . Мой скромный – однобокий? - фэнтези-багаж не позволяет оценить приведённые большинством рецензентов параллели с некими известными мирами книг и компьютерных игр; ипатовский «День Полыни» да брутальные Гробницы Тал-Раша – вот и всё, на что меня хватило . Но я не жалуюсь. Похожесть/непохожесть сюжета на что-либо – это вопрос, который наименее меня занимает. Самое интересное - оно кроется в чём-то другом…
Кстати, в чём? Хороший вопрос!
На базе «Пересмешника» я как раз сделала удивительное открытие.
…В последнее время на чтение стало оставаться совсем немного времени. До обидного немного . И вот в один непрекрасный день я обнаруживаю себя, занимающуюся очень странным делом: чтением фантастического романа по три странички в день перед сном . В течение эдак двух-трёх недель . Бред! Сказал бы мне кто такое лет десять назад – не поверила бы и с негодованием закидала подгнившими помидорами. Но жизнь сделала неожиданный поворот, и вот я здесь
Так что же, скажите, можно вынести из такого вот, с позволения сказать, прочтения? Поверьте, очень немногое. Целостность картины? Не издевайтесь. Отследить сюжетные линии? Побойтесь бога. Обнаружив себя в день N+12 читающей о поисках героем ключевого свидетеля-наркомана, я категорически не в силах припомнить, каким образом он на него вышел и зачем. Наверное, так было нужно
И после всего этого я осмеливаюсь кропать собственный отзыв?! Как видите, да
Сдаётся мне, что я такая не одна. Помнится в детстве – да и попозже – я периодически упрекала Ма: «Ну как ты можешь так читать? С середины книги, не добираясь до конца, не упомнив всех событий!». Ма безмятежно пожимала плечами и говорила: «Мне этого достаточно. Я получаю удовольствие». И вот только сегодня я её поняла – значит, время пришло
Писатели вправе на нас, безответственных читак, негодовать. Но боюсь, они не в силах ничего с нами поделать
Да, я теперь неправильно читаю, но на свой лад тоже получаю удовольствие. Не так, как задумал автор – и мне перед ним даже где-то стыдно, но не слишком. Думаю, я теперь воспринимаю прочитанное каким-то другим местом, не головой . Видели когда-нибудь воробья? Осенью на солнышке? Купающимся в песчаной луже? Он счастлив! Ему хорошо! …Вот именно так можно кувыркаться и чирикать в атмосфере текста, не вдаваясь в детали. Если там есть над чем чирикать, конечно же
Теперь вы имеете представление о том, насколько можно доверять этому отзыву. Во всяком случае, я вас честно приддупредила
А теперь безответственно изложу свои выводы.
Начало вызвало у меня больший энтузиазм, чем конец. Сама изначальная концепция почти-уже-мёртвого-героя давно привлекает моё внимание – со времён теории профессора Посошкова «о Гамлете, оцарапанном шпагой» (Ц) (В.Дудинцев, «Белые одежды). Тема полной свободы, упавших оков всех общественных и социальных ограничений; тема истинной сути и истинной цели; тема последних в жизни «надцати минут» и их использования – ну как это может не волновать? Так вот, имхо, у Пехова эта нота прозвучала не слишком убедительно . Многократные повторы сентенций о безвременной смерти героя проблему не решают. Право же, автор и Тиль не сумели как следует погрузиться в вопрос, не прочувствовали его на той пронзительной ноте, как это удалось дуэту Посошков/Дудинцев, а значит, вчистую ему проиграли. Нет-нет, не уговаривайте, тема не раскрыта!
Теперь что касательно мира. Он велик – в прямом и переносном. Он вызывает уважение и где-то даже трепет. А количество разъясняющих сносок вызывает уважение у моего электронного устройства, которое наконец-то научилось их обрабатывать. Но боюсь, что для «метода лужи и воробья» мир Рапгара излишне велик. Очередное подтверждение тому, что я ленива. Казалось бы, такое удовольствие – лазай и лазай по сноскам туда-сюда, достраивай и достраивай в голове картину мира – а мне вот не понравилось, энергозатратно. А главное, что затраты эти в моём представлении должным образом не окупаются.
Да, как-то так.
Теперь о стреляющих ружьях. Как вы понимаете, учесть общее количество сюжетных огнестрелов и процент их срабатывания я не в состоянии. Но скажу больше: сегодня меня раздражали именно те, которые палили согласно расписанию. Вот, к примеру, Атрибут нашего героя. Весь роман умение Тиля подражать звукам и голосам никак не отрабатывалось (эпизод с гадалкой я не считаю, он выглядит искусственным) – а в финале рррраз, и, типа, спасло мир . Причём я об этом давно-ооо уже догадалась. Озадачивает, не правда ли? Впечатление складывается такое, что автор придумал этот ход заранее, заложил тупо в сюжет и с достоинством сел ждать до финала. Тоже позиция, согласна.
В последнее время то ли мудрею, то ли глупею – пока не поняла. Ситуации, когда сюжетные линии чётко входят друг в друга по расписанию, как зубцы двух шестерёнок, радовать перестают.
А вот что порадовало, так это самый что ни есть второстепенный момент. Не имеющий судьбоносного значения. Восторг вызвали все сцены, посвящённые «маленькому народцу» - крошечным бестолковым энтузиастам, аутсайдерам этого мира. Непрактичные, неспособные к систематическому мышлению создания... Но зато такие живые! Да у меня Платон точно такой.
Пикси . Вот он, ответ! Это родство душ, не иначе . Ники, которые нас выбирают… Леди, способная ощутить себя воробьём, просто не может называться по-другому
Несколько игр в вопросы и ответы в заключение.
Мир книги интересен? О да.
У него есть потенциал? Безусловно.
Продолжение будет? Полагаю.
Мне понравилось?.. Нет, не слишком.
Полностью осознавая уязвимость своей позиции, всё же скажу. Из всех искусств образцовым считаю – нет, не кино – скульптуру. И где-то рядом архитектуру, как частный случай . А чем же это они так хороши? Да тем, что качество замысла и исполнения очевидно. Говорят, что хорошая работа должна быть хороша со всех трёхсот шестидесяти градусов, а также снизу и сверху.
«Пересмешник» недурён в нескольких ракурсах, не спорю. Но лично мне, из лужи, он как-то не показался Резюме: неплохо, но не моё.Категория: