Главное, чтобы дух оставался силён,
а воля непреклонна.
Когда ты ловишь себя на том, что покупаешь книгу писателя N не читая аннотации – это важный знак . А именно, первый признак того, что встретил ты душу родственную, но, в отличие от тебя, Словом владеющую и способную ясно выразить сумбурный хаос ощущений, царящий в твоей читательской голове. Редкость! И совпадение по проблематике само по себе редкость, и писатель, имеющий право называться таковым, в наше время ещё больший дефицит. А уж когда то и другое совпало – вообще случай феноменальный, и не думаю, что каждый из нас способен загнуть более пяти пальцев, подсчитывая свои удачи.
Так что у меня сегодня праздник: мы с романом «Честь взаймы» ответили друг другу взаимностью . Но обо всём по порядку…
Обрывочно, но радостно. Чуточку спойлерно.Прочитанная «на закуску» аннотация доверительно сообщила мне, что «все маги – коварные негодяи» (Ц). О да, я это заметила! После благостных фэнтези-волшебников, традиционно спасающих мир, эльлорские обыкновения оказались… мм… освежающе контрастными . Грандиозный заговор, имеющий целью перекраивание политической карты страны, целиком и полностью был организован колдунами. И игры на политическом поле производят на меня бОльшее впечатление, чем абстрактное метание молний в Большого Бяку. Магия и номинальная власть – опасное сочетание, способное нагнать страху на кого угодно.
Но заговор и политика прорисовались в сюжете значительно позже, в начале были люди. Просто люди, наши герои: вдовая, почти нищая женщина и странный, полубезумный мужчина. Две жертвы магических комбинаций встретились в самом истоке повествования, чтобы вместе дойти до его лимана.
Не знаю, как для вас, а для меня половину успеха книги – если не больше – решают герои. Если они интересны; если обладают индивидуальностью, характером и страстью, то остальное уже во многом дело техники. В том смысле, что писатель, создавший парочку по-настоящему ярких образов, уж как-нибудь справится с остальным антуражем . Жизнь показывает, что так оно обычно и происходит : литературных бездарей хватает либо на картон, либо на М.-Сью любого пола, не более.
И вот здесь Людмила Астахова порадовала меня по-настоящему. Обаяние и властность мужчины, не помнящего о себе ничего, даже имени; стойкость и молчаливое мужество женщины, вся жизнь которой была чередой поражений и потерь – вот это парочка, я вам доложу.
…Книги про юных героев всегда меня привлекали – своей живостью и яркими перспективами. Хотя крамольная мысль и закрадывалась периодически: ну вот что они такое, эти прославленные Ромео и Джульетта? Если к примеру? Два неуравновешенных подростка, наворотившие кучу глупостей и сложившие головы практически на ровном месте. История первой любви – это трогательно, не спорю. Но по-настоящему пробирает история последней любви. Когда встречаются две личности с прошлым и с убеждениями, когда люди видят друг друга как есть, без иллюзий и флёра, когда они сознательно сходятся, осознавая риск и в чём-то преодолевая собственный жизненный опыт. Два взрослых человека – это две вселенные, в отличие от подростков, более похожих на чистый лист с обрывками записей «Я хочу!», «И вот это хочу!», «И вот это тоже!!». Последняя любовь – не столько страсть, сколько доверие и дружба на фундаменте взаимного уважения (так мне это представляется). И только такие отношения я согласна считать прочными и действительно ценными.
И тут Людмила Астахова была более чем на высоте. Фэймрил Бран Эрмаад, вдова мага в изгнании, и Росс Кайлин Джевидж, низвергнутый канцлер Империи, составили именно такую пару героев, о которых я давно и смутно мечтала
Я не стану пересказывать вам сюжет или мытарства героев на пути к финалу – сами прочтёте, найти книгу не проблема. Сделаю только несколько замечаний по пунктам, заинтересовавшим меня.
Во-первых, роман показался мне «бегством наоборот». Это в том смысле, что «романы-бегства» я не люблю в принципе, раздражают они меня . Здесь же всё воспринималось по-другому: герои не убегали откуда-то, они бежали куда-то . С ясной целью, в столицу, в самый центр заговора – чтобы обрести себя и сразиться с коварным врагом на его же территории
Во-вторых, я по ходу «проводила мониторинг» женских персонажей Астаховой: Джасс'линн («Армия судьбы» и др.) -> Хелит Гвварин («Злое счастье») –> Фэймрил Эрмаад. И скажу я вам, друзья, что тенденция меня несказанно радует. От стопроцентно фэнтезийной, ничуточки не натуральной Джасс – через вполне земную леди Хелит – и к совершенно уже реалистичной, самой для меня натуральной Фэйм, невзирая на её полностью фантастическое окружение. Феерическая женщина. Необыкновенно приземлённая, самая героичная. Женщина, достойная величайшего доверия и того самого шанса последней, истинной любви.
Вы как хотите, а я, внимательно оглядываясь по сторонам, собираюсь признать: Людмила Астахова – автор самых лучших в обозримом поле женских персонажей. Спешите видеть: самые земные женщины отечественного фэнтези ! Сравнить можно разве что с Верой Камшей, у которой все персонажи – отдельная песня: по качеству и достоверности. Другой вопрос, что в творчестве Камши мужчины заметно преобладают…
Пункт третий. «Каждый человек – сам себе клетка» - так я сформулировала это наблюдение. Вопрос потери памяти, а потом её обретения уже некоторое время меня занимал, начиная с «Танца отражений» Буджолд, пожалуй.
[тихо хихикает]
И мысль о том, что же от нас остаётся, когда уходят… мм… память и шелуха, сводится к тому, что остаётся суть. Без наносного, без стандартных масок на все случаи и без привычек. А посему, когда память возвращается-ааа… Вот что же тогда с нами произойдёт? Да, мы всё вспомним и по общепринятым стандартам «вернём себя». Но не изменим ли мы при этом самим себе, вот в чём вопрос…
Если эта тема вас интересует, то лорд Росс Джевидж, утративший и вновь обретший воспоминания, готов предоставить материал для размышлений.
А теперь не пункт, скорее просто наблюдение. Вы обращали когда-нибудь внимание, какими широкими кругами расходятся волны от отдельных, числом весьма немногих, книг? Как они идут сквозь время и пространство, не встречая преград; как видоизменяются, как отражаются в зеркалах наших душ? Сейчас я говорю о Буджолд, о Лоис Макмастер Буджолд и её «Барраярском цикле». Вспомните парфеновскую «Танцующую с Ауте», вспомните Зиглинду Натальи Ипатовой, и вы поймёте, о чём я говорю. Так вот, цитата из Эйрела Форкосигана, предпосланная роману «Честь взаймы», идеально обозначает авторскую позицию и даёт ощутимый намёк. Имеющие уши да услышат (Ц). Лично я наслаждалась, отмечая параллели и ловя отличия; наблюдая, как знакомый мотив в очередной раз преломился в творчестве ещё одного талантливого писателя.
Есть книги, любовь к которым объединяет больше, чем номинальная кровная связь. И даже если слово «Барраяр» напрямую не произнесено, я ловлю его отблеск где-то в астральном слое
Напоследок хочу сказать ещё кое-что. Внимательно наблюдая за _сольным _ творчеством Людмилы Астаховой - начиная с дебютного «Наёмника Зимы» и далее - я отчётливо вижу реальный, неоспоримый прогресс: от приятного, но банального «эльфийско-гномьего фэнтези» к своеобразной и яркой «фэнтези городской». Имея сейчас для анализа три совершенно разных, сюжетно непохожих произведения (тетралогия «Знающий не говорит» идёт за одно), я констатирую авторский рост и окупившееся прилежание . Теперь, накопив за полтора года доказательную базу , уже можно ответственно заявить: в нашу фантастическую литературу пришёл мастер. С чем я нас всех, читателей, и поздравляю Резюме: с удовольствием рекомендую, особенно дамам.Категория: «Джевидж неторопливо, словно прогуливаясь, пошел вдоль кованой ограды, внимательно отмечая по себя все возможные детали: расположение деревьев, размер кустов, высоту подоконников, сектор обзора, открывающегося из караулки возле особняка. Он делал это почти неосознанно, как грамотный человек, проезжая по улице, специально не читает названия вывесок над магазинами, но прекрасно понимает, что и где написано. Росс просто знал, что, например, взять этот дом штурмом можно, только имея в распоряжении две роты обученных солдат. Это со стороны трехэтажный особняк походил на аккуратную каменную игрушку – тут колоннада, там портик, а на деле из каждого окна можно держать продолжительную оборону. Хороший дом, правильный дом, дом человека, не доверявшего никому.
Сознание лорда Джевиджа вдруг раздвоилось, расслоилось, распалось на несколько неравных частей: темная молчаливая фигура канцлера – бессловесный, сокрытый тенями призрак незнакомца, скованного по рукам и ногам чарами; грубая маска отставного младшего офицера, увечного, слегка тронутого умом дядьки с фальшивой фамилией и ненастоящей женой в придачу. А где-то в крошечном зазоре между ними – настоящий живой Росс, до отвращения нездоровый, потерявшийся в догадках и предположениях, неуверенный в успехе затеянного, сорокалетний мужчина, который уже никогда не сможет вернуться обратно в… канцлера Джевиджа, кем бы он ни был на самом деле»