Сериал меня удивил, честное слово. Удивил не слишком приятно и, что самое странное, не сразу. Не с первой серии и даже не со второй. С актёрами, со съёмками, с режиссёром и оператором всё было нормально до самого конца, но мои извечные враги сценаристы… К ним у меня, как всегда, длинный и развёрнутый счёт
Длинно и сердитоЯ не стану приддираться по мелочам. Оставлю в стороне позитивные изменения в характере главного героя и ни капельки не похожего на себя лейтенанта Буша – по той простой причине, что они «новые» мне тоже понравились. Совсем другие, но яркие, колоритные и вполне кинематографичные – отвечающие законам жанра, короче. Ну не захотели сценаристы возиться с занудным самоедом Горацио и честным, недалёким парнем Уильямом Бушем – простим их. В конце концов я же сделала аналогичную поблажку для сериала «Шарп», так будем же последовательны . Да пребудут на киноэкране весёлый харизматичный холерик (!) Хорнблауэр и проницательный блестящий офицер Буш, бравые ребята, краса и гордость королевского военно-морского флота . Может, англичане так лечат больное национальное самолюбие, кто их знает ?
Перейду сразу к тому, что вызвало у меня резкое отторжение. А это, конечно же, нарушение не буквы, но духа книги. Даже не книги – книг; вся немаленькая эпопея, писавшаяся Форестером на протяжении 30 лет, выдержана в едином ключе: суровый корабельный быт, нудные морские будни, жёсткая дисциплина для команды и не менее жёсткий этикет для общения высших офицеров – необходимость, помноженная на британскую национальную чопорность, как мне это представляется. И, разумеется, правдоподобное описание военных действий – опять же, на мой взгляд.
Давайте договоримся сразу, ещё не отплыв толком из порта : я везде уверенно высказываю собственное мнение, но не настаиваю при этом на его непогрешимости. У меня нет и не может быть реальных данных о флоте рубежей XVIII-XIX веков, и я не собираюсь их приобретать. Вся сумма представлений, имеющихся в голове, была получена из всё тех же романов Форестера да плюс Военно-морской словарь, который научил меня отличать крюйсель от фор-стеньги-стакселя, но не более того. Поэтому если кто-то сможет аргументировано возразить по неким пунктам, буду только благодарна.
Вернёмся к теме рассуждений.
Возмущаться я начала ровно с шестой (!) серии фильма, «Retribution», которая основывалась на второй половине романа «Лейтенант Хорнблауэр». Если помните, это события после «мятежа» офицеров «Славы», когда они пытались выполнить приказы Адмиралтейства без участия своего капитана. Оставим, опять же, в стороне сам мятеж: сценарист захотел «добавить газку» и заострить углы – его право. Но что он сделал с военной операцией в бухте Самана, мам-мма дорогая ? С тонкой, великолепной, эффективной операцией, которую Хорнблауэр сумел так ловко организовать, вложив собственные идеи в уста вышестоящих офицеров ? Превосходная, абсолютно реалистичная и очень простая вылазка для захвата форта на экране превратилась в форменное безобразие. Безумный штурм при полном освещении… Полностью готовый к бою противник… Бездарная атака моряков на испанские ружья и штыки… А ещё какие-то подземные ходы и взрывающиеся бочонки с порохом . На всё на это у меня есть только одно слово: дешёвка. Обычная голливудская дешёвка, скармливаемая жвачному зрителю вместе с кучкой поп-корна . Моё адмиральское мнение: за такую бездарную операцию лейтенантов «Славы» следовало повесить на центральной площади Кингстона. Чтобы другим неповадно было.
То же самое могу сказать и по поводу событий серии седьмой «Loyalty», которая позаимствовала из романа ‘Хорнблауэр и «Отчаянный»’ разве что телеграфную вышку. Нагромождение «эффектных трюков», не имеющее ничего общего с трудной и славной работой моряков . Плохой фанфик по чужим персонажам, вот что это такое
Вернёмся к последствиям мятежа и трибуналу над лейтенантами «Славы», которого не было в книге. И это уже не простительная вольность сценариста, проистекающая от чрезмерного усердия, это полное пренебрежение духом военно-морской службы. В романе автор разъяснил всё очень подробно: трибунал, если бы он состоялся, стал бы самым чёрным днём в жизни всей без исключения команды «Славы», от первого лейтенанта до последнего матроса. Им никогда не простили бы этого и не забыли саму службу (без всякой вины) на корабле, где был отстранён капитан. «Чёрная метка в досье» - вот самое близкое современное понятие. О карьерном росте можно забыть, лучше всего уволиться сразу и больше никогда не появляться в местах скопления морских офицеров – если нет желания сносить косые взгляды и неподавание руки. Это конец. Именно поэтому в романе трибунала не было, а было всего лишь расследование, завершившееся быстро и келейно, дабы скрыть неприглядную правду о спятившем капитане. Ко всеобщему удовольствию и облегчению. Думаю, Горацио с его математическим умом просчитал это сразу после смерти Сойера.
А что мы видим в кино? Полновесный трибунал, в финале которого Хорнблауэр, по всей очевидности лично столкнувший капитана в люк, получает повышение. Бред!!
В романе вопрос вопросов «Как капитан упал в люк?» так и остаётся без ответа. И я поставлю всё что угодно на то, что форестеровский Хорнблаэур никого не убивал. Максимум – он скрыл преступление отчаявшегося мальчишки Вэйларда, твёрдо зная, что больше свидетелей не было. А то и правда капитан упал сам.
Мерзкое зрелище этот неправдоподобный ни по каким меркам трибунал и прекрасные актёры, вынужденные играть туфту
На фоне таких сценарных просчётов блекнут и негодяй-Горацио, охотно берущий денежки у влюблённой в него девицы, и испорченная сюжетная линия «Равных шансов» в первой серии/ новелле. Ведь фокус был не в том, что Хорнблауэр вызвал негодяя на дуэль, а сам на неё не пришёл, как показали в кино. Он был в том, что герой предложил беспрецедентные условия дуэли: два пистолета на выбор заряжен только один дуэлянты в ярде друг от друга спускают курки. Человек с математическим умом уравнял шансы – против опытного противника. Вы не можете не согласиться, что это очень важный штрих в характере героя. Просто глупо такое опустить.
Теперь мне осталось перечислить сущие мелочи, вызвавшие искреннее недоумение при просмотре.
Матросы, вооружённые пистолетами. Гребущие лично на баркасе капитаны. Бледные лица моряков на широте Вест-Индии. Матросы-добровольцы. Отсутствие по временам обязательного обращения «сэр». Панибратство. Точная пистолетная стрельба на длинные дистанции. Одновременно покинувшие борт линейного корабля вне гавани высшие офицеры – все до единого! – мирно совещающиеся на берегу. Офицер, позволяющий женщине выкупить в ломбарде и преподнести ему его собственную шпагу.
Что это было? Почему сериал, так радовавший меня по пятую серию включительно, внезапно
Резюме: огорчена.
Категория: