Итак, последовав ехидному совету
Aerdin , данному в теме по другому роману Злотникова, я немедленно загрузила «Время Вызова…» на устройство и приступила к ознакомлению…
Эта рецка не будет длинной. Ибо всё, что было сказано на тему
«Виват император!», почти полностью применимо к обозреваемому произведению. Здесь тоже действуют некие бессмертные
существа/сущности, бодро формирующие Российское Завтра, и они точно так же добиваются успеха, заставляя весь остальной мир завистливо капать слюной при взгляде на
одну восьмую часть суши. Хотя не могу не отметить, что в этот раз бессмертные
варяги ведут более скрытную жизнь. Они не вкладывают колоссальные средства напрямую, не переделывают людей на физическом уровне «под себя» и не лезут править страной лично, что особо выбесило меня в прошлый раз.
На сей раз влияние осуществляется более тонко: парочка провокаций в одном месте, проникновенная беседа в другом, глухие воспоминания о том, «что было две тысячи лет назад» (подразумевается рождение и деятельность Иисуса Христа, где они, ессно, тоже отметились), а в целом упомянутые
сущности появляются на авансцене ненадолго. В начале каждой части они в личине состоятельных граждан пьют кофе или что покрепче и вальяжно рассуждают, «какие шансы у этой страны».
Немножко противно, но можно пережить.
Коротко и не о книгеА основную сюжетную линию всё же творят наши соотечественники. Вернее, несколько линий. Офицер-танкист Андрей, школьный учитель и спортсмен Виктор, сотрудница проектного института Ирина – трое этих героев, каждый по отдельности, переживают сложный период распада СССР. Многие из нас помнят это время, «лихие девяностые», увы, отошли ещё не так далеко, чтобы окончательно забыться. И вот каждый из героев, подобно лягушке в кувшине молока из известной сказки, пытается «сбить масло» чтобы выжить. Так или иначе, но привычная налаженная жизнь рушится у всех троих, и впереди маячит несложный выбор: или ты остаёшься вяло шевелить лапкой на самом дне (навсегда), или же идёшь на прорыв и становишься «хозяином жизни». Естественно, все трое выбирают борьбу. И эта борьба и взросление как раз и составляют суть романа: герои мужают вместе со страной.
Вы знаете, по существу здесь нечего возразить. Имхо. Не говоря уже о том, что в переживаемую нами эпоху мирового кризиса вопросы выживания стали вновь актуальны . Чего-то добиться можно только приложив усилия; будь сам человеком, и люди к тебе потянутся – оттого, что эти истины прописные, они не стали более популярны в народе, увы. И их пропаганду можно только приветствовать.
В результате я оказалась в любопытном положении: написано всё «правильно», а роман мне не нравится . Как же так?
Открою маленький секрет: так уж сложилось, что я не читала книгу быстро и залпом, более того, я параллельно делала сразу несколько дел. Во-первых, я полистывала автобиографический опус Михаила Задорнова «Язычник эры Водолея» и, во-вторых, смотрела цикл документальных передач о жизни и творчестве Игоря Моисеева (величайший хореограф прошлого века, если кто не в курсе). Какой удивительный получился клубок! Вы просто не представляете, насколько всё в нём оказалось взаимосвязано . Пророссийские взгляды Задорнова и его стремление достучаться до национального самосознания давно ни для кого не тайна. Игорь Моисеев своим талантом, трудом и целеустремлённостью добился невероятного-потрясающего-неповторимого (добавьте любой эпитет в превосходной степени, ни один из них не окажется лишним) успеха в искусстве. Чувствуете, к чему я клоню? Тематически и то, и другое напрямую пересекается со злотниковским «Временем Вызова»
Но! Вы же догадываетесь, что тут непременно должно быть «но» ?
Задорнов говорит то, что он говорит, не только со страстью, но и с истинным обаянием таланта . Он не поучает людей: он делится с ними, смеясь. У него свежий, нестандартный взгляд на всё на свете и светлая душа. (Я осознаю, что сатирик нравится не всем, но здесь и сейчас не об этом). Смех приподнимает нас. А отсутствие дешёвого пафоса делает души лёгкими-лёгкими и даже чуточку счастливыми
Другое в случае Моисеева. Лично я отношусь к нему примерно как к божеству: к Богу Танца. И потому почтительно внимала тем простым на первый взгляд жизненным истинам, которыми он посчитал нужным поделиться с корреспонденткой. (Моисеев был настолько «закрытый человек», что пожелал что-то сказать лично и в камеру, только когда ему исполнилось девяносто три). Ощущаете разницу? Не некие сущности подсуетились и кого-то воспитали. Человек сам прожил сто один год в неустанных, ежедневных трудах и, несомненно, сравнялся с Богом. Сам.
Возможно, я излишне жестока. Но я отказываю Злотникову в литературном таланте. И я отказываю ему в мудрости: он не достиг Безначального Дао. Он всего лишь человек, душа которого болит за свою страну – это я признаю.
Если кто-то считает, что я излишне резка, могу за это заранее и чистосердечно извиниться. Но мнение моё от этого не изменится. Dixi.