.
Название: Проверка на дорогах
Год выхода: 1971 – год съёмки, 1985 – год выхода на экран
Жанр: драма, военный
Режиссер: Алексей Герман
Сценарий: Эдуарда Володарского по мотивам военной прозы Юрия Германа
В ролях: Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Владимир Заманский, Олег Борисов, Фёдор Одиноков, Виктор Павлов, Анда Зайце, Геннадий Дюдяев и другие
Описание: Великая Отечественная война, суровая зима 1942 года. На занятой немцами территории действует партизанский отряд Ивана Локоткова, в прошлом – участкового милиционера. Положение крайне тяжёлое, о своих ни слуху, ни духу; отряд, сформированный из местных мужиков и пробившихся из окружения красноармейцев, действует полностью автономно.
Немцы терроризируют местных жителей, вывозят из округа продовольствие. Отряд, выдавленный карателями из выбранной «на зимовку» деревни, уходит в глушь, в леса и болота. Холодно. Бойцов и примкнувших к отряду женщин с детьми нечем кормить. Командир Локотков принимает дерзкое решение: угнать с тщательно охраняемой станции эшелон с продовольствием. Операция обещает быть крайне сложной. К участию в ней Локотков привлекает раскаявшегося перебежчика Лазарева, сдавшегося партизанам добровольно. Бывшему полицаю многие не доверяют, между ним и пулей стоит только слово Локоткова, поверившего парню и давшего ему ещё один шанс…
Фильм удостоен Государственной премии СССР за 1988 год.
Производство: «Ленфильм», СССР
Продолжительность: 01:32:01
IMDb: 7,8/10 (232 votes)Качество: DVDrip,
чёрно-белыйОт себя: читать дальшеФильм покорил меня с первого же кадра, с крупного плана деревенского мужика, с тоской наблюдающего, как немцы губят его урожай, который не успели вывезти. По-моему, художественный вкус Алексея Германа безупречен. Вся стилистика картины, нарочито снятой на чёрно-белой плёнке, возвращает нас к военной хронике, к её беспощадной достоверности. Но при этом – на высочайшем художественном уровне, который встречается, увы, так редко.
Сейчас будет Ода картине и её создателю , кому это неинтересно, может отправляться в другие релизы и качать модные новинки, до небес превознесённые рекламой.
Не знаю, как Герман этого добивается, но его фильм буквально дышит подлинностью, несомненной достоверностью показанных лиц и событий. Лица. Это один из ключевых моментов изобразительного ряда картины. Где он берёт такие лица? Такие не-киношные, такие очевидно-деревенские, самые обыденные физиономии, окружающие нас ежедневно? В картине много крупных планов, и все они безупречны – безупречно красивы в своей прозаичности. Подлинное достоинство простых человеческих лиц. Боже, какая редкость в кинематографе!
Актёрский состав фильма невелик, но какие люди и как они играют! Четыре центральных актёра: Быков-Заманский-Солоницын-Борисов – что называется, ни одного лишнего имени . Все они были хороши, но Ролан Быков… Я была просто потрясена, до глубины души. Это уже не игра, это истинное перевоплощение. Простота и подлинность, подлинность и простота – вот он, фирменный знак Большого Актёра. Сходное впечатление произвела на меня игра Инны Чуриковой в фильме «Начало». Лучшего я не встречала и не думаю, что когда-нибудь встречу.
Ничего не имею против Заманского, но почему Госпремию дали за роль Лазарева, а не Локоткова, остаётся для меня неразрешимой загадкой.
Сценарий вызвал у меня не столь восторженные чувства, но, возможно, это объясняется небольшим хронометражом картины. Смутно припоминая читанную в юности повесть «Операция „С Новым годом!“» Юрия Германа, я склоняюсь к мысли, что сюжет был более разветвлён, а действие длилось значительно дольше, чем охваченная в картине пара недель. И образ злосчастного перебежчика Лазарева представляется мне иным: не Александр – Сашка. Более молодой, более порывистый. Если хотите – более глупый - в житейском смысле, в смысле жизненного опыта. Этот вариант представляется мне психологически убедительней выбранного режиссёром типажа. Впрочем, это может означать всего лишь то, что повесть пора перечитать
Но основное достоинство «Проверки на дорогах» в моих глазах – это её изобразительная часть, киноязык. Гармония кадра, точность его компоновки, красота картинки без вычурности, идеальный темп – это ли не тот самый божественный язык, которым должно говорить киноискусство? Если в идеале? Думаю, так. К счастью, полностью отреставрированная копия, которая мне досталась, позволяет насладиться искусством режиссёра и оператора всецело, на триста процентов.
Великий фильм, великая работа. Была бы у меня шляпа – я бы её сняла.
В заключение хочу сказать несколько слов на другую, смежную тему. А именно, высказаться по поводу нынешней моды на «фильмы про войну». В прошлом году я сознательно отсмотрела ряд новинок – «Под ливнем пуль», «Мы из будущего», «В июне 41-го», «Апостол». Я была внимательна, я обдумывала каждый и стремилась выразить свои впечатления «на бумаге» максимально точно. Итог этой работы меня не вдохновил. Одобрив с оговорками «Под ливнем пуль» и особенно «Мы из будущего», я торжественно предала анафеме «В июне 41-го» и «Апостол». За что же им досталось? Если коротко, то за голливудские стандарты, работу сценаристов, а главное – за чуждое идеологическое наполнение. Так и хочется использовать устаревшую советскую риторику: уважаемые молодые кинозрители, будьте бдительны! Сейчас кто-то тратит очень большие деньги на то, чтобы в ярких глянцевых бумажках скормить вам фальшивку. Убедить в том, что воевали наши предки из-под палки, что героизм их объяснялся заградотрядами и изуверством НКВД… Это не так, не верьте. Не становитесь пешками на шахматной доске холодной войны, которая никогда не прекращалась, как бы нас в том ни уверяли. Смотрите настоящие фильмы. Смотрите «Проверку на дорогах» - картину без малейшей примеси идеологии. Картину, снятую талантливым русским режиссёром Алексеем Германом по повести его отца, писателя и военного корреспондента Юрия Германа. Это фильм о нас.
Всегда ваша, леди PixiСкрины:Полная реставрация звука и изображения.
.
.
.
.
Скачать и посмотреть фильм «Проверка на дорогах» можно
здесь, на torrents.ru