Нет, это не фильм-балет в привычном значении слова. И не просто абстрактный фильм о жизни театра, которые снимают периодически. Я считаю «Фуэте» явлением уникальным: это история о балете, снятая людьми балета. Когда Владимир Васильев снимает кинокартину в качестве сорежиссёра, а главную роль прима-балерины в ней играет Екатерина Максимова… Ценителю балета не нужно объяснять, что значат эти имена. И какой уровень художественного мастерства они гарантируют.
Фильм «Фуэте» появился как-то тихо в 1986 году. И всё так же тихо существует до сих пор, имея крайне немногочисленных, но верных поклонников. Решив навестить его страничку на сайте IMDb, я не слишком удивилась, что в голосовании приняло участие всего десять человек. Но была поражена тем, что итоговый рейтинг составил 5,6 балла . Как же так?! И это за фильм, который я считаю образцовым произведением искусства?
Право, иногда я не понимаю людей.
Давайте я расскажу вам о «Фуэте». Быть может, кто-то ещё проникнется и захочет его увидеть ? Это так несправедливо, что люди тратят столько времени на какого-то дурацкого
индиану джонса, оставляя без внимания отечественные киношедевры
Фильм о Художниках и Творцах. Фильм об Искусстве. Фильм о балете. Не может быть, чтобы это было не нужно людям!
Ведь «Всё начиналось с фуэте…» (С)
читать дальшеЛенинград, крупный театр, прима-балерина.
Елена Князева (Екатерина Максимова), танцовщица с огромным стажем, имеющая все мыслимые звания и награды, подходит к опасному жизненному рубежу. Да, танцуют и в пятьдесят, такое случается. Но ведь нельзя безнаказанно десятилетиями работать на износ. Усталость накапливается, тело начинает подводить, душа леденеет и перестаёт вообще что-либо чувствовать. Жизнь кажется тупиком. Да, со стороны всё выглядит идеально: любящий муж, ведущие роли, непререкаемый авторитет в театре… Но в душе что-то надломилось, и весь мир подёрнулся серой дымкой. Ах, балет, искусство юных!
Сколько десятков глаз внимательно следят за стареющей примой? Сколько молодых балерин ждут момента, оказии, первой же ошибки?
Трёхсотый, юбилейный спектакль «Лебединого озера» - как рубеж. Знаменитые тридцать два фуэте второго акта – как Голгофа. Вся труппа собралась за кулисами в чаянии События: упадёт? не упадёт? На последней репетиции великая Князева так и не сумела докрутить фуэте до конца.
«Ах, только б не остановиться…» (С)
…Прежде всего этот фильм – о закулисье. О той страшной, изнуряющей работе, которая скрыта от нас, зрителей. И это милосердно. Ибо невозможно всерьёз верить в лёгкость и порхание по сцене, если знаешь, как они обеспечиваются. И чего это стоит…
Нам показали оборотную сторону медали. Как укрепляется духом и телом немолодая, очень усталая женщина. Как она перед спектаклем, сосредоточенная до полной потери связи с реальностью, разрезает людские волны поклонников и коллег, окружённая коконом сосредоточенного безмолвия. Как она в мишурном блеске театрального костюма выходит на сцену в перекрестье тысячи глаз… чтобы явить Чудо. Чтобы блестяще станцевать, чтобы восхитить зрительный зал, чтобы улыбнуться Нужным Людям и замолвить несколько слов за будущий спектакль.
А потом окончательно рухнуть в пучину депрессии.
Новый спектакль, который был задуман так давно, роль в котором должна была стать Ролью её жизни… Спектакль состоится, но без неё. Балетмейстер (Владимир Васильев), давний друг и соратник, сказал в лицо, что она уже не та. Что спектакль ставился на другую Князеву, которой больше нет. И что он отдаёт её роль молодой и талантливой балерине.
…А ставить они собирались «Мастера и Маргариту»…
Я не стану пересказывать подробно весь сюжет, хотя могла бы. Только пунктиром, самое главное.
Великая Князева уходит из театра, она покидает его без сожалений – почти. И только для того, чтобы вскоре вернуться в новом качестве. Балетмейстер сам умоляет её о помощи – стать педагогом-репетитором. Обучать свою соперницу… И Князева соглашается, ибо для истинного Творца нет ничего выше Искусства. Спектакль прежде всего!! Но не для избалованной девочки, гордой скороспелым выдвижением в солистки. Как сможет станцевать Маргариту это молоденькое существо, ничего ещё в жизни не видевшее, ничего не пережившее? Как?!!
А в душе истинной балерины тем временем идёт сложная подспудная работа. Образ Маргариты преследует её, вторгается в сны, полные причудливых пластических этюдов. Фоном идут фрагменты спектакля, хоралы Баха, пронзительный вокализ.
Старая балетная мудрость: «Когда приходит понимание, уходит прыжок» (Ц)
К моменту генеральной репетиции выясняется, что юное дарование предпочло балетный конкурс и почти неминуемое лауреатство напряжённой подготовке к спектаклю. Балерина второго состава… На то он и второй. И что же остаётся постановщику, как не падать в ноги к им же обиженной женщине и умолять вернуться. Вот только стоит ли соглашаться снова выходить на сцену…
Уходя – уходи.
Но не беспокойтесь, в итоге Маргарита выйдет на подмостки. И проведёт бал Сатаны так, что вы почувствуете: эта – настоящая. Странно сравнивать полномасштабный сериал по «Мастеру и Маргарите», снятый пару лет назад, с отдельными балетными сценами на ту же тему, снятыми лет двадцать как, но я это сделаю. Максимова – Маргарита, без сомнений. А ту девочку, что снялась с помпой в сериале, я уже забыла.
Вся «реальная» сюжетная линия фильма перемежается сценами из непоставленного спектакля, которые не оставляют героиню. Пилат… Мастер… Она сама, Маргарита… Отчаяние, нежность, безнадёжность и покорность судьбе. Изысканная красота танца, Моцарт и Бах, библейские мотивы.
Постановщик всех балетных номеров – Владимир Васильев.
Вернусь к тому, с чего было начато. «Фуэте» - не просто фильм о балете. Это уникальная картина, в которой Великая играет Великую. Екатерина Максимова, «мадам Нет» русского балета, женщина настолько закрытая, что о ней практически нет информации – даже в Википедии. Но зато у нас есть этот фильм! И достаточно посмотреть в глаза его главной героине, чтобы понять: так нельзя сыграть. Так можно только прожить. Всю отпущенную Богом жизнь.Вы действительно уверены, что не хотите это увидеть?
Скачать фильм «Фуэте» можно
тут, на torrents.ru.