- А ты уже знаешь, чем всё кончится?
- Конечно! Мы победим!
Обложка внушала определённые надежды . И хотя Джасс в нарядном платье представить было трудновато, но всё же не настолько, чтобы решить, что речь пойдёт о другом персонаже . Поэтому я взялась за последнюю часть тетралогии «Знающий не говорит» в надежде на благополучный во всех смыслах финал: как для героев, так и – самое главное! – для произведения в целом. Ибо, как справедливо утверждали предки, «конец – всему делу венец!» (Ц) , а также «не хвались на рать едучи» (Ц)
СпойлерыИ надежды мои оправдались: к концу эпопеи автор не только не выдохлась, но напротив – складывалось впечатление, что она как раз начала входить во вкус . Удручающий поток пророчеств прекратился, и действие наконец начало «держать» себя само, не нуждаясь в подпорках и «богах-из-машины», которые по временам выскакивали ниоткуда с единственной целью – дать пас мячом в нужный сектор поля. Только вам и по секрету: на месте редакторов я бы установила норму пророчеств на книго-единицу и строго её придерживалась, снимая шкуру со всякого, кто посмел бы превысить лимит
В четвёртой книге автор даже порадовала нас несколькими новыми и яркими персонажами, что было неожиданно, но приятно. Пара лорд Далмэди + многоумный Чуч, звёзды Тайной Службы , посмешила, а безалаберный Драйк, младший из Далмэди, так даже и озадачил. Виданное ли дело: в самом финале, в такой ответственный момент, подсовывать главным героям эдакое чучело ? Но, повторюсь, сюрпризы оказались приятными: колоритные персонажи не испортили борозды. Скорее наоборот, они до обидного мало были задействованы. Меньше, чем позволял потенциал.
А сюжет тем временем развивался по своей логике. Все попытки Джасс скрыться от ловцов окончились закономерно: её всё же поймали . Удивительно то, что она вообще так долго и успешно пряталась, избегая ловушек. Что значит незаурядная женщина, любую другую на её месте изловили бы давно.
Хочу отвесить ещё один комплимент автору: роман-бегство не самый любимый мой жанр , но именно в этот раз я читала его с удовольствием. Как она этого добилась, не знаю, что само по себе достойно ещё бОльшего восхищения
Итак, основные Игроки обзавелись заложниками и приступили к ужению Самой Крупной Рыбы. Рыба, естественно, возражала, но в сеть тем не менее шла – в надежде прорвать ячею. Все чаяния сосредоточились на Ритагоне, и город ещё должен быть благодарен, что в итоге отделался дёшево. Подумаешь, всего лишь Демон, разгромивший один-единственный дом. Пфе! Могло и полгорода разнести . При тех силах, что были сконцентрированы, - не вопрос.
Финал оказался неожиданно компактным и по ощущению – «правильным». О-оочень правильным. Всё сложилось именно так, как и должно было быть – в глобальном смысле. Настолько, что удивляешься сам: и как это я раньше не сообразил ? К судьбам конкретных персонажей автор тоже подошёл милосердно: каждому было отмеряно по веку его. Заключительный временнОй скачок окончательно расставил точки над «Ё», простирая милосердную длань Забвения над делами людскими. Представители трёх рас ушли, эльфы остались – неразговорчивыми свидетелями минувших потрясений. Ещё лет пятьдесят, и в Мире не останется уже никаких реальных следов Последнего Познавателя и его ланги, только несколько смутных легенд, городящих чушь, да записи в засекреченных архивах Облачного Дома – ибо кто же станет трубить о поражении? Мир Двух Лун затянет раны и продолжит жить дальше, как ни в чём не бывало.
Хорошая, большая эпопея – это прежде всего уютно . В очередном томе возвращаешься к героям, как к старым друзьям, по которым соскучился страшно . Ты рад их видеть, мнится, что и они тоже остались небезразличны . Но это при том непременном условии, что возникло взаимопонимание - цикл нравится в целом. Так что же мы имеем в данном конкретном случае, когда знающий промолчал?
* Большой, проработанный мир, удерживавший наше внимание на протяжении четырёх томов;
* Три расы кроме людей, чьи кондиции сходны с традиционными, но всё же от них отличаются: смертные эльфы, красивые орки, высокие гномы тангары;
* Интересную фонетику, что для меня всегда означало определённый уровень чутья на Слово;
* Пару сюжетообразующих героев, не нуждающихся в апгрейде и не слишком симпатичных внешне (почему-то некрасивая героиня порадовала особо);
* Более широкий круг героев второго плана, проработанных меньше, но всё же достаточно, чтобы не путать одного с другим.
* Развитую магию с неизбежными «центрами силы», сосредоточенными в магических ложах;
* Ряд нестандартных ходов, связанных прежде всего с изменением судьбы человека и «отфутболиванием» проклятия.
Это были основные параметры на мой непритязательный взгляд, и их более чем достаточно для комплектования добротной эпопеи. Недлинной эпопеи – если такое словосочетание имеет право на существование . Перечень недостатков, отмеченных в предыдущих ррецензиях, здесь повторять не стану, выскажу только «свежие» претензии. В основном они касаются послесловия, которое пусть и не выделено формально, но тем не менее существует.
* Во-первых, мне хотелось бы узнать кое-какие подробности о судьбе принца Яримраэна. Не спорю, отбытие из Оллаверна верхом на драконе выглядело эффектно, но гораздо более занимательной должна быть предыстория его освобождения. Владыка Иланд сменил гнев на милость? Видимо, так. Но почему и как это произошло? Спорим, что отмена вечного изгнания (вплоть до посмертного!) даже для незаконного принца не может быть рутинной процедурой?
* Во-вторых, мне бы хотелось узнать реакцию Облачного Дома на бесследное исчезновение из мира Проклятия Ильимани. Поразительно тихое исчезновение, без ожидаемых пиротехники и потрясений. Хотя бы для общего развития хотелось бы быть в курсе. Уж посвятить этому один-два абзаца стоило однозначно.
* В-третьих, во взаимоотношениях Джасс и мага Хиссанда меня кое-что не удовлетворило. А именно – я не верю, что Джасс могла не узнать в симпатичном дворянине Магистра из Оллаверна, пусть и младшего по возрасту и силе. Да, помню, автор сказала об этом отдельно, даже подчеркнула. А я вот не верю, и всё.
Что мы имеем в сухом остатке? Компактный фэнтези-цикл в качестве дебютной работы. Цикл, в котором автор сумела продемонстрировать постепенный рост писательского мастерства, что внушает определённые надежды на будущее. Но, напоминаю, я капризна . Я не назову цикл шедевром, не назову его и открытием. Предпочту осторожную формулировку: хорошая дебютная работа, безусловно выше среднего уровня. Если автор будет работать дальше… Если она будет стараться… А задатки есть, и задатки хорошие. Я специально буду ждать следующей книги Людмилы Астаховой, чтобы посмотреть, куда она двинется теперь. Интересно же
Но ещё одно ясно уже сейчас: Ириен Альс, «эльф со скверным характером», получил номинацию на моих личных «Слонов-2008» в качестве литературного героя года. Наверное, он и впрямь стал равен богам, раз, получив реальное Всемогущество, не стал с ними спорить. Сделать что-то для Мира и тихо уйти – всё гениальное просто.Резюме: присоединяюсь к Jess_nata, *Trisha* и php – цикл рекомендуется к прочтению любителям фэнтези.Категория: «В гудящем погребальном пламени весло плясала саламандра. Счастливая маленькая саламандра, умудрившаяся обмануть всех – таких великих, непобедимых и могущественных. Она кувыркалась, подпрыгивала, взметая снопы искр крошечными лапками с золотистыми коготками, и смеялась над серьёзными мужчинами, замершими в отдалении. Маленькая саламандра ускользнула из их цепких рук в самый последний миг. И даже хвост остался при ней. Так бывает»