1783-й был хорошим годом...
Моцарт написал Реквием,
братья Монголфьер поднялись на воздушном шаре,
Англия признала независимость Соединённых Штатов…
Есть такая редкая категория произведений, которые, совершенно ошеломив читателя/зрителя при первом знакомстве и безумно понравившись, через некоторое время почти полностью теряют для него свою привлекательность. Редко, но встречается такое. Причём, как я уверенно подозреваю, собственно произведение почти не имеет отношения к такой метаморфозе, все проблемы – в наших головах, и все отгадки находятся там же. И, кстати, я не включаю сюда произведения для детей: взросление читателя/зрителя и смена им приоритетов – это совершенно другой коленкор.
Так вот. Фильм «Горец» - самый первый фильм – возглавляет для меня эту странную категорию. Загадка века: приведя меня-зрителя в полную ажиотацию после первого просмотра, он вылинял до неузнаваемости при втором. К колоссальному моему удивлению. И при твёрдом осознании того, что мне до сих пор нравится сценарный каркас.
Самонадеянная критика киноклассикиЕсли сейчас я начинаю ломать голову над этой загадкой, то довольно быстро прихожу к выводу, что дело во многом решил эффект неожиданности. Не помню уже, когда и как я посмотрела картину впервые, но это было очень давно. Настолько давно, что у меня не было абсолютно никакой информации о «Вселенной Горца», как принято говорить, и Интернета тоже не было. Я просто села смотреть какой-то фильм – без всяких рекомендаций и представлений хотя бы о жанре. Уж не знаю, чего я от просмотра ждала, но на такое точно не рассчитывала. Да уж, мало кто может похвастать тем, что посмотрел «Горца» так, как это сделала я – с чистой душой и в полном неведении, как будто на премьере . Я принимала все обманы за чистую монету, ни одна сценарная или режиссёрская находка не прошла мимо меня незамеченной, с таким напряжённым вниманием следила я за постепенным раскрытием тайны, окружающей героя. Как приятно иногда быть наивной, честное слово
История жизни Коннора Маклауда (Кристофер Ламберт), шотландца, родившегося в 1536 году в деревушке Глен-Финнан. Бессмертного. Живущего вечно под бессмертную же песню группы «Queen» . Существа, в одиночку движущегося сквозь века, и как раз сейчас у меня на глазах пересекающего век двадцатый. Помните начало фильма? Когда «мистер Нэш» в светлом плаще присутствует на многолюдном боксёрском матче, а потом досрочно покидает его, чтобы встретить в подземной парковке другого Бессмертного и сразиться с ним? Очень точно найденное настроение: Нэш словно отделён от толпы слоем толстого-претолстого стекла, которое отсекает звуки и полностью гасит эмоции. Среди людей, но не вместе с ними. И так будет вечно. Людская икра, копошащаяся вокруг, не способна разбить купол молчания, окружающий почти пятисотлетнее существо. Непреодолимо.
А ведь молодой Коннор Маклауд был совсем не таким! Живой, любопытный, общительный, жадный до жизни парень; «ещё-почти-человек», шумно обрадовавшийся вести о будущем бессмертии под насмешливым взглядом Рамиреса (Шон Коннери), разменявшего уже третью тысячу лет. Тот Коннор отказался последовать мудрому совету наставника и бросить свою первую возлюбленную – просто потому, что не мог до конца поверить, что бессмертие – это только для него, но не вокруг него.
Да, впечатляющий контраст.
Очень, очень разумно построенный сценарий. На монотонную и прозаическую жизнь мегаполиса, убаюкивающую зрителя своей обыденностью, периодически накладываются яркие картинки жизни иной: воспоминания Коннора о колоритных эпизодах его длинной жизни и поединки Бессмертных, стягивающихся в Нью-Йорк в ожидании Дня Истины.
Только теперь я поняла, почему люди снимают ремейки . Наверное, у каждого человека наступает момент, когда существующая «картинка» перестаёт устраивать в качестве носителя некой конкретной Идеи. И вот тогда хочется – очень-очень сильно хочется – сделать заново и по-другому, слегка сместив акценты и изменив видеоряд. Впрочем, цель преследуется благая: заставить старую Идею засиять новым блеском, и такое возможно, я уверена. Хотя это и сложно, даже сложнее, чем снять первоначальный вариант. Если упрощённо: ну вот представьте, что вам нужно сесть и переписать «Diablo II»
Наполеоновские войны в Европе… Бостонская дуэль пьяного в хлам Бессмертного… Вторая мировая… Небольшие кусочки цветного стекла, фрагменты мозаики невероятной жизни. Всё это мне нравится, не нравится та «современная основа», на которую их положили. Ни спецэффекты, ни сам облик Ламберта, ни та крайне неприятная девица, которая вокруг него крутится. И уж конечно мне не нравится «воплощённое зло из заснеженных степей России». Осколки холодной войны, пфе !
Мягче и тоньше. Чётче и аккуратнее. Другие лица и чуть иное время – наше время. Основа должна остаться неизменной: старая, очень старая Сказка о старых, очень старых существах. О тех, кто волнорезами век за веком встречает приливы и отливы бурной человеческой истории. И продолжает возвышаться исполином в мирное время – незыблемым, огромным и никому не нужным. Ибо какому обычному человеку может понадобиться то, что он даже не способен вообразить? Большое видится на расстоянии, а ни один из нас, смертных, не способен на такое расстояние отойти, он просто не успеет. Колосс-невидимка - боже, какая ирония!Резюме: Бодливой корове бог рог не даёт Категория: