«Вдохновлённая» просмотром первой серии новейшего киношедевра, я решила всё-таки увидеть «Войну и мир» целиком . Нет, не интернациональную вавилонскую версию. Классическую русскую картину, без дураков. И городская локальная сеть меня не подвела
Говорю сразу: фильм превзошёл мои ожидания , а контраст между первыми сериями, новой и старой, которые я посмотрела друг за другом в два вечера, поистине внушал . На месте отличившегося румынского режиссёра я бы десять раз подумала – а стоит ли браться? Есть ли смысл «царапать своё имя на постаменте» (Ц) или лучше ограничиться прожектами поскромнее ? Без этого, раздражающего некоторых, имперского размаха, что в сценарии сериала, что в его реализации? Но, очевидно, с европейского шестка всё видится как-то иначе, съёживаясь в размерах до приемлемых для Старого Света величин. Чтобы на территории поместилось. Забавная идея: понижающий коэффициент, позволяющий транспонировать слонов до Мосек . Впрочем, чёрт с ними, я не о том.
О старом фильме, не о новом, нетФильм Бондарчука, на мой взгляд, тоже не лишён недостатков, но с ними необъективная я всё же способна смириться . Хотя бы потому, что достоинства картины также налицо, и чтобы разглядеть их лупа не потребуется. Если бы меня попросили охарактеризовать сериал одним словом, я бы выбрала «монументальный» . Он именно монументален во всём: от размаха общих планов и длины сцен до вальяжной неторопливости камеры, которая царит, а не мечется торопливой шавкой из угла в угол. Это воистину Имперский Фильм. И пусть на создание его ушло пропасть лет, и пусть затраченная сумма внушает суеверный ужас даже Голливуду, я рада, что он у нас есть, и что он именно такой, какой есть. Говоря их словами, «мы этого достойны!». В конце концов, мы Империя или где ?
Да, сейчас так уже не снимают . Многие сцены откровенно затянуты, и «немного драйва», как теперь принято говорить, восприятию бы не повредило. Но пусть уж всё остаётся как есть. Тут имеет место любопытный момент: мы видим события двухсотлетней давности глазами съёмочной группы – общности людей - существовавшей сорок лет назад. Чувствуете ? По мере удаления по оси времени архаичность картины на взгляд зрителя будет становиться всё более важным её достоинством. Вплоть до полного совершенства . Не стану утверждать, что кто-нибудь когда-нибудь примет фильм за прямой репортаж с места событий , но ощущение полного погружения в чуждую эпоху достигается уже сейчас. И, на мой взгляд, это неоценимо. Да, даже наверное, подобного эффекта можно добиться и теперь, но это будут уже фокусы, что-то вроде попытки искусственно «состарить» живописное полотно. Вот только зачем это надо? Кинокартина уже существует и свою функцию – нести искусство в массы – исправно выполняет. Может быть, придёт ещё время для создания новой киноверсии романа-эпопеи, может быть. Но ещё не сейчас.
Теперь немножко о самом фильме
Серий четыре и они очень сильно отличаются и по длине, и по наполнению. Жутко неровные серии, если между нами. Начало выглядит необыкновенно скрупулёзным воспроизведением текста, конец – эскизным наброском, небрежно намечающим финал. Странно, да. И, на мой взгляд, не слишком оправданно. Складывается впечатление, что режиссёр (он же сценарист ) настолько увлёкся масштабными постановочными сценами – действительно, великолепными! действительно, красочными! – что на доведение до ума линий частных судеб его уже не хватило. Ни времени, ни денег, ни сил. И, пожалуй, это моя самая серьёзная претензия к сериалу.
Об актёрском составе.
Звёздный, сами понимаете . Хотя и не скажу, что ровный как на подбор. Имха, но тем не менее: люди на своём месте – Тихонов, Бондарчук, Захава (Кутузов), Лановой; не удовлетворили меня – Савельева (Наташа) и Скобцева (Элен). Наташа слишком старалась и держалась неприятно искусственно, Элен же… ммм… фактура, в общем, не та . Особое восхищение быстро переходящее в благоговение вызвал Кторов, игравший старого князя Болконского. Актёр старой МХАТовской школы сыграл так, что у меня нет никаких сомнений: лучше просто невозможно . Старый фор как он есть – сейчас таких уже не делают. И это верно для обоих: и для князя, и для актёра
Прочие не упомянутые мной персоны справились со своей работой очень достойно [окончание следует]