Запомни, Лесс:
реальность не приспосабливается под тебя.
Только ты можешь приспособиться под неё.
Реальность не изменяется – изменяешься ты.
Всегда найдётся тот, кому ты нужен.
Всегда.
…И как же глубоко я была права, оставляя эту книгу на отпуск! Что ни говорите, а именно чтение хорошей, штучной фэнтези украшает наши летние каникулы, задаёт им тон. К счастью, я взяла с собой в поездку бледно-зелёный увесистый томик, и теперь отпуск 2007 года долго будет вспоминаться как ‘лето, когда мы читали «Золотую свирель»’ . Для того чтобы понять, что мы столкнулись с чем-то экстраординарным, мне хватило двух первых глав. А моей Ма, женщине мудрой, всего одной
Очень, очень особенная книжка, доставившая нам просто море удовольствия, но при этом, как ни странно, о ней очень трудно говорить . Почему? Есть у меня подозрение … Подлинная литературная магия иногда бывает так эфемерна и… эээ…
паутинна, что ухватить её обычными, грубыми человеческими руками, не повредив, - практически невозможно. Не вся литературная магия, а только одна эта её разновидность, ещё более редкая, и от того ещё более ценная.
Читала я в своей жизни множество сказок и волшебных историй, очень их люблю, но сравнить «Свирель» по тону и значению мне как-то не с чем. Удивительное дело! В этой книге совершенно отсутствует столь высоко ценимая мною
Неизбежность, скорее наоборот, это глубоко личная, но при этом натуральная,
истинная Сказка. Вот и выявилась ещё одна из разновидностей граней Литературного Мастерства, за что я и Миру, и автору душевно благодарна . И бесспорно ясно одно: «Золотая свирель» по качеству и ощущению далеко выходит за рамки «лягушатника» обычных дебютных опусов. Это мастерская работа.
Без спойлеровА вот сюжет я вам пересказывать не буду, даже не стану намекать и указывать направление. Не из зловредности или неумения доходчиво нечто пересказать - просто это категорически не нужно и даже вредно. Чтобы не спугнуть робкую бабочку литературной магии. Я надеюсь, что те из вас, кто ещё её не читал, рано или поздно встретятся с этой книгой один на один и прочитают её так, как полагается: не спеша, в тишине и «с нуля». Скажу лишь, что сюжет там развивается «по расходящейся спирали» , с каждым витком охватывая всё больше людей и событий. Что есть там и волшебные создания, и королевские интриги, и неожиданные повороты сюжета, и добротная линия, которую можно с полным правом назвать детективной. Всё там есть. Особенно дороги моему сердцу нетипичные характеры на первый взгляд типичных персонажей и атмосфера тайны. Постепенно выявляющейся, исключительной, ароматной и многослойной Тайны, чьи ниточки окончательно расплетаются только в самом финале. Да и то без излишнего разжёвывания, оставляя часть объяснений и событий за бортом сюжета – просто потому, что ничто в этой жизни не имеет чёткого начала. Да, пожалуй, и чёткого конца.
Признаться, я заранее начала переживать за финал . Сумеет ли автор закончить такую редкостную книгу на должной ноте? Не скомкает ли конец, судорожно пытаясь непременно свести в одно целое все нити до единой? Зря беспокоилась . Филигранная работа: автору удалось и избежать банального хэппи-энда, и не скатиться при этом в беспросветную тоску. Только светлая щемящая грусть, достойная основной интонации романа. Это покоряет. Необыкновенно нежный эмоциональный тон, ровный на всю немаленькую книгу, да при постоянном нарастании увлекательности на пути к финалу - фантастика !
Гигантскую роль в создании общего впечатления играют, конечно же, персонажи, их характеры и взаимоотношения. Вы представляете, автор учит хорошему! Дружбе, преданности, взаимопомощи и прочим дефицитным вещам. Даже трудно поверить в наши дни . Да-да, именно это: «…и чувства добрые я лирой пробуждал» (С) . Не зря я поставила перед ррецензией второй эпиграф, ой, не зря.
К сожалению, постановив ничего не говорить о сюжете, я лишила себя возможности сказать несколько слов и о персонажах, так что вам придётся поверить мне на слово . Но живые, запоминающиеся герои – главные и второстепенные, статичные и изменяющиеся во времени, безыскусно прозрачные и оказавшиеся совсем не теми, кем выглядели сначала, - все они густо населяют книгу и ведут в ней насыщенную жизнь. Вам понравится
К языку, теперь к языку!
[хлопает в ладоши]
Оригинальные идеи, изложенные красивым и достаточно лёгким к восприятию языком – что может быть лучше? Разве что свежие и яркие образы плюс незатёртые сравнения и эпитеты, которых в книге пруд пруди. Даже удивительно, откуда столько всякого хорошего взялось . Небольшие по объёму рассуждения о природе магии, о тёмной стороне мира и личности – всё это подано так интересно и свежо, что производит неожиданно сильный эффект. В частности, приведённый пример о мировоззрении бабочки-однодневки с его последующей экстраполяцией на человечество – этот впечатался в память, пожалуй, намертво. Эффектно!
Также неожиданно приятное впечатление произвела на меня странная находка, когда телепатические беседы двух персонажей оформлялись в виде обычного текста, разбитого на абзацы. Без традиционных тире или хотя бы кавычек. Это дало необычное восприятие «сглаженного, фонового, закадрового разговора», что тоже работало на атмосферу. Несколько спорным показалось использование сленговых, почти современных слов, но и тут от критики воздержусь, обожду второго прочтения
Критика будет здесь
Во-первых, имхо, несколько длинновато. Первая, «амалерская» часть показалась мне чуть утяжелённой и с некоторым количеством однотипных ситуаций. Во-вторых, возникло желание чуточку подсократить «ведьмовские заговоры», которыми пользовалась героиня. Они очаровательны, не спорю, но всё же тяжеловесны. Это всё на мою имху, категорично не настаиваю. Настаиваю я на другом.
Не знаю, кого здесь следует винить, скорее не автора, а корректора, но факт остался фактом: у одного из них жуткие проблемы с частицей «не», просто жуткие . Раза три на книгу встретилось кошмарное «несмотря на» с пробелом после «не», которое я и по жизни-то видеть не могу . А пуще того – постоянная путаница с правильным употреблением «ни» или «не». Ужасно! Читать такой прекрасный по качеству текст, и периодически натыкаться в нём на нечто вроде «дело ни в том, чтобы…» и тому подобное . Как муха в бланманже, честное слово . Даже не занимаясь этим специально, я отметила под два десятка разного рода ошибок. Очень, очень огорчительно
Но самый главный недостаток книги – это всё же её тираж . Что такое цифра в 3000 экземпляров для романа столь высокого качества? Издевательство!!!
…Тем не менее, это всё досадные, но мелочи. Давненько я не получала от чтения такого удовольствия! Как говорит в таких случаях Ног, «вероятность перечитывания – 200%» (Ц) . Степень эксперта мне никто не присваивал, но именно сегодня мне хотелось бы её иметь, чтобы во всеуслышание заявить: роман «Золотая свирель» - это серьёзная Заявка писательницы на место в мире фэнтези-литературы. И если вторая книга Ярославы Кузнецовой выйдет на том же уровне, что и первая… Значит, мы присутствуем при рождении новой звезды.Резюме: настоящий подарок ценителям фэнтези. Знакомство обязательно!Категория: «Над полом неподвижно висела раковина. Королева всех раковин.
Сверкающая янтарём и опалом, увенчанная витым единорожьим рогом, в короне изогнутых шипов, капризно оттопырившая гофрированную, словно лепесток орхидеи, перламутровую губу.
Раковина, дитя пылающих бездн. Казалось, стоит прижаться ухом к её стеклянным устам, - услышишь пульс магмы, задыхающийся шёпот расплавленного металла, огненные тайны саламандр.
Вран отнял трубку от губ и снял с неё раковину, словно драгоценный плод с ветки. Переломилась хрустальная пуповинка – в воздухе поплыл летучий жалобный звон, на мгновение раня слух и оставив где-то внутри нанесённую стеклом ссадину.
- Немыслимо… - пробормотала я. – Она родилась в муках.
- Жизнь редко существует без страдания, - улыбнулся Вран. – Уж красота, так и вовсе никогда.
- Это необходимая плата?
- Верно. – Он помолчал, разглядывая новорожденную, потом добавил: - Всё дело в том, кто платит. Здесь… Возможны варианты»