Уже давно мне хотелось ознакомиться с творчеством знаменитой Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl), но совершенно не представлялось такой возможности. Собственно, никаких сведений о ней у меня и не было, кроме большой, развёрнутой статьи несколько лет назад в «Комсомолке», да там же небольшой заметки о том, что даже после стольких лет ей не следовало показываться в
Санкт-Петербурге Ленинграде. Я не слишком склонна к скандалам, поэтому не обратила бы на эти статьи внимания, если бы их не сопровождали фотографии из африканских альбомов Лени. Что по-настоящему красиво, то красиво, и идеология здесь ни при чём . Если эта женщина была способна вытворять
такое со статичным фотокадром и в семьдесят лет, то на что же она была способна с кинокамерой в руках и в расцвете молодости и таланта?
И вот, наконец, время пришло. Файлообменные сети предоставляют удивительные возможности , в том числе и скачать «Триумф воли» с полным переводом на русский язык.
Пожалуй, как и «компания, ответственная за выпуск фильма» (Ц), я тоже, прежде чем начать, сделаю предварительное заявление. Я не сочувствую фашизму и не собираюсь пропагандировать его идеи. Категорически. Фильм о нацистском съезде я рассматриваю как исторический и культурный документ, из этого и исхожу. Dixi.
На всякий случай, знаете ли . Уж больно тема эта больная, хоть и семьдесят лет прошло
читать дальшеПриступим.
А зря этот фильм не показывают в обязательном порядке всем и каждому, ещё в школе. Он одновременно – Идеальная Агитка и Исторический Документ в одном флаконе. Он красиво и подробно показывает явление, а история кроваво и тоже подробно демонстрирует нам, что из него произросло. И заколосилось. Куда уж нагляднее!
Если вдруг кто не в курсе. «Триумф воли» («Triumph Des Willens») был снят Лени Рифеншталь по личному поручению Гитлера на нацистском партийном съезде, несколько дней проходившем в Нюрнберге (как символично!) в 1934 году. Широчайшие полномочия и колоссальные возможности: в подчинении талантливой молодой женщины находилось 170 человек (из них 36 только операторов) и 30 кинокамер; она первая начала снимать с дирижаблей, со специально закреплённых на флагштоках камер, проводить съёмки одного события с нескольких точек одновременно. Сотни часов отснятого материала, потом семь месяцев одного только монтажа. И дама создала нечто. Фильм, который стал эталоном документальной и пропагандистской съёмки и оказал колоссальное влияние на последующее развитие мирового кинематографа. Фильм, не утративший художественного значения до сих пор, вот ведь какая штука…
К сожалению, я необразованна: ничего не понимаю в кинематографе, как виде искусства, и в истории, как науке, поэтому оценивала происходящее на экране только как зритель и обыватель.
Агитка. Очень талантливая. Все применённые приёмы мы, современные зрители, уже видели, но не следует забывать, что именно этот фильм был первым, предтечей и первоосновой.
Пролог: самолёт, летящий среди облаков. Картина первая: отец нации. Адольф Гитлер проезжает по улицам Нюрнберга, до отказа заполненным ликующей и приветствующей его толпой. Дети, женщины, цветы, бесконечные ряды счастливых лиц… Преподнесённые букеты, целование младенцев… Лирическая вставка: старый Нюрнберг. Картина вторая: военный лагерь. Атмосфера спортивного праздника, мужского братства, здоровой соревновательности и нерастраченных сил… Вся нация в едином порыве…
И так далее, и тому подобное. В общем, вы поняли.
С собственно съездом и речами всё понятно, мне интересно было не это. Ночные факельные шествия… Парад национальных костюмов… Выступление Гитлера перед школьниками… Перед молодыми рабочими… Перед ветеранами СС и СА… И парады, парады, парады.
Страшное дело: бесконечные шеренги, колонны, мундиры, строем, строем… Лица, лица, молодые гладковыбритые лица, короткие стрижки… Мужчины, мужчины, парни, мальчики… Энтузиазм, всеобщее счастье, всеобщее единение и преклонение… (Наверняка, в обществе всё было не так однозначно, но я говорю о фильме).
Колоссальные, битком набитые людьми в военной форме, помещения и стадионы… Парады, парады, знамёна, штандарты и орлы… Речи. Патриотические речи, произнесённые с большим подъёмом и со знанием дела. Да. «Единение» - вот именно то слово, которое приходит на ум в качестве резюме. Что это было? Массовый самогипноз? Наверное
Итак, то, что у меня более всего отпечаталось.
Во-первых, это, конечно, лица. Такие обыкновенные, такие простые лица, ничем не напоминающие злодеев из военных и послевоенных кинофильмов. Симфония молодых, скуластых, полных здорового энтузиазма лиц. Мужских лиц. Будущее нации, её главное богатство и поступательная сила. Так жестоко и бездарно растраченная впоследствии. Глядя в эти лица, особенно в глаза школьников, я думала о том, что ждёт этих людей всего через несколько лет. Да, это нечестно, мне известен дальнейший ход истории, но я не могла отделаться от мысли, что передо мной въяве предстали легионы будущих покойников. 1934-й год… Какой процент этих мальчиков с экрана переживёт Вторую Мировую и воочию увидит сокрушительное падение нацизма и капитуляцию Берлина? Вот и никто не знает…
Во-вторых, это военная форма. Колонны, колонны, каски и ремни, сапоги, чётко отбивающие шаг. Впечатление, что мир сошёл с ума. Что отныне в нём не существует ничего, кроме Армии и Оружия. Особняком стоит длиннейшая сцена военного парада на улицах Нюрнберга. Тени! Арки! Соборы! Зримые свидетельства великого прошлого нации. Орлы и свастики на фоне древних готических соборов. Тесные улочки, целиком занятые колоннами, слаженно марширующими между вычурными особняками – словно стальная змея, ползущая по изумлённым мостовым Старой Европы. Длинные полотнища со свастикой, ниспадающие чуть ли не с каждого подоконника. В жизни столько свастик не видела! Гроздья людей, свисающих из окон и забравшихся на памятники, в чаянии приобщиться к действу. Мир сошёл с ума, это невозможно.
В-третьих, это речи. Вот не протокольные доклады с трибуны съезда, те прозвучали несколько зажато, а просто речи фюрера, произнесённые перед народом без видимых шпаргалок. В хорошем темпе, с подъёмом, полные лестных слов и громких обещаний. Умел же произносить речи, стервец. Куда там Жириновскому… Вы знаете, на мою имху, было два гения на весь этот длинный, полнометражный документальный фильм: Лени Рифеншталь и Адольф Гитлер. А, может быть, это всего лишь волшебница Лени сумела так заснять ничтожного пигмея? Не знаю . Как тут не вспомнить знаменитую пушкинскую дилемму о гении и злодействе
…А снято было действительно гениально. Эстетика Лени – или эстетика времени? – напомнила мне о постановках Игоря Моисеева, в том числе и о спортивных парадах на Красной Площади. Ох уж эти мне тридцатые годы двадцатого века…
Можно долго говорить о ракурсах, облётах, панорамах и тенях. О высоком искусстве монтажа. Такое увидишь – не забудешь, увидишь – не простишь. Хотя за что тут прощать? Дама увидела перед собой увлекательную техническую и эстетическую задачу и решила её с блеском. С таким блеском, что единомоментно открыла и закрыла тему, создала и убила жанр. Всё, что мы видим сейчас из документального пропагандистского кино – всего лишь римейки одной-единственной картины, её различные вариации. Всё применённое Лени – приёмы, всё порождённое ими – уже штампы.
НСДАП в этом фильме выглядит таким, каким оно само хотело себя видеть. И презентовать человечеству. Какова мера ответственности художника за создание гениального произведения на вредоносную тематику? Я не знаю. Но продолжаю считать, что с Лени Рифеншталь люди взяли слишком высокую плату за её талант.
И меня никак не отпускает мысль: неужели показанное не говорит само за себя? Неужели то, что кристально ясно сейчас, было совершенно неразличимо тогда? Да, безусловно, у нас есть историческая фора, но тем не менее… Происходящее на экране великолепно по форме и абсурдно по содержанию: тотальная милитаризация общества под руководством харизматичного лидера и с открыто озвученным с трибуны девизом расовой чистоты и реванша. И к чему же это может привести? Если подумать головой? Уж ясно не к усилению позиций воскресных школ. Куда яснее-то.
Не знаю, что именно собиралась снимать Лени, но получилось предупреждение. «Перо гения талантливее, чем он сам» (С)
Скажу ещё раз: фильм «Триумф воли» - это ценнейший видеодокумент. Его пропагандировать надо. Бурный подъём самосознания и самооценки нации - штука обоюдоострая, людям полезно знать, как выглядит эта дорога и куда она ведёт. «Как это делается?» и «К чему это приводит?» - вот два главных вопроса, на которые, по мне, отвечает этот фильм. Так зачем же оставлять людей во мраке невежества, когда можно элементарно сделать прививку? Или только мне одной сквозь бравурные военные марши саундтрека старой киноленты периодически доносилось «Америка, Америка!»?