В мире всё равно нет иной правды,
кроме той, в которую нам хочется верить
Чтобы по достоинству оценить эту книгу, следует сначала пожить в
сети. Не обязательно долго, хотя бы год. Следует обрасти сетевыми интересами, любимыми сайтами, электронными адресами, логинами и паролями всех мастей. И обязательно – друзьями. Настоящими друзьями, которых ты не видел никогда, и не факт, что когда-нибудь увидишь в будущем. Следует прочувствовать её,
сеть. Пусть не
глубину – до Диптауна мы ещё не доросли – но ощутить Всемирную Паутину родной и близкой, привыкнуть к месту, где расстояния измеряются в секундах, а вес – в мегабайтах, полюбить его. Полезно также построить свой виртуальный дом и любовно обставить его по собственному вкусу. Хорошо бы поучаствовать в парочке жарких дискуссий, преломить копья и, напрягшись изо всех сил и вытянувшись в струнку, победить. В первый раз. Следует попробовать, каково это – в любой момент времени, протянув руку, получить доступ практически к любой информации и скопировать её. И скопировать ещё раз и отослать друзьям. Нужно дождаться того момента, когда, попав в передрягу в реале, ты начнёшь утешать себя тем, что будет вечер и будет
сеть, и там, в электронном мире, всё пойдёт так, как надо.
Как только ты перестанешь быть нормальным с точки зрения обычных людей, людей реала, ты достиг своей цели. Теперь ты – человек Диптауна, пусть даже этот город так и не сошёл к нам со страниц нескольких книг. Пока ?
читать дальше«Мир нырнул. И возвращаться на поверхность не собирался. В глубине было куда интереснее. Пусть она оставалась доступной не всем, но интеллектуальная элита присягнула на верность новой империи.
Глубине...»
В первый раз я читала этот роман совсем не так. Это было сразу после выхода книги, в 1997 году. Я тормоз, до моих первых робких вылазок в сеть оставалось ещё целых шесть лет . Тогда для меня это был прорыв, окошко в новый и удивительный мир, которым я восхищалась издали, совершенно не надеясь когда-нибудь увидеть его практически воочию
Теперь – совсем другое дело
Роману уже 11 лет. В электронных пространствах время уплотнено, оно проносится мимо с бешеной скоростью, информация плодится и старится в несколько раз быстрее, чем в реале. Но книга не устарела за эти годы, ни в коем случае! Да, кое-какие моменты сейчас смотрятся забавно, но только чисто технически. К примеру, 3 Гб жёсткого диска и 16 Мб оперативки при нынешних объёмах и скоростях вызывают улыбку умиления и ничего более. Но во всём остальном роман читается как новенький. Основное осталось: люди. И сеть.
«Глупо считать, что виртуальность сделала людей хуже, чем они есть. Смешно надеяться, что она сделает их лучше. Нам дали инструмент, а будем мы им строить или разбивать черепа - зависит от нас»
Ах, эта незатейливая и вечная героика «Лабиринта Смерти»! Никто из тех, кто проходил когда-нибудь одну из знаменитых аркад, не сможет равнодушно читать об отчаянном прорыве Стрелка на роковой 33й уровень . Даже меня, одолевшую разве что “Quake II” на лёгком, зацепило и повело так – вплоть до зримых образов уровней, снаряжения и монстров, к чему я обычно не склонна. «Эта музыка будет вечной!» (С) . Наверное, до тех самых пор, пока существуют компьютеры, люди будут с оружием в руках прорываться сквозь нарисованные лабиринты к Злобному Финальному Боссу, переводя на это интеллектуальное занятие массу электричества и нервных клеток . Вы знаете, я даже скажу вам по секрету, но только – тссс! никому! – что мне бесконечно жаль тех несчастных, которые никогда не порывались в реале сначала выстрелить в раззявленную пасть подъезда, и только потом туда входить . Они что-то потеряли. «Это здесь всё настоящее»
Настоящим становится то, во что мы верим. По крайней мере, в наших глазах. Пусть нарисованы монстры, чувства реальны.
Хотя роман, разумеется, не о «Лабиринте Смерти», это я так, слегка увлеклась . Думается, он о природе глубины, о её сути. Не стану я об этом рассуждать долго и самостоятельно, ни к чему. В романе всё сказано, и сказано так хорошо и кратко, что хочется просто процитировать. Помните?
«Когда возникала глубина - её знаменем была свобода.
Мы независимы от продажных правительств, обветшалых религий и пуританской морали. Мы свободны во всём - и навсегда. Информация не имеет права быть засекреченной - и мы вправе говорить обо всём. Свободу передвижений нельзя ограничить - и Диптаун не будет знать границ. Мы отстоим своё право иметь все права. Мы изгоним из наших рядов лишь тех, кто восстанет против свободы»
Всё это нас ещё ждёт. И сетевая полиция, и попытки ввести цензуру, и, может быть, сам Диптаун. Сможем ли и захотим ли мы бороться, когда для этого придёт время? Хочется верить, что да. Во всяком случае, ростки этого уже видны. Вы наверняка заметили, что инакомыслие в наше время сосредоточено в сети? Что когда в мире и в стране происходит нечто, а официальное телевидение и печатная пресса врут или умалчивают, мы все кидаемся в сеть? Не столько даже к лентам новостей, сколько к дневникам и ЖЖ своих друзей и друзей своих друзей. Мне нет дела до идеалов Французской Революции, но «Свобода, равенство и братство» - это именно то, что должно быть начертано на знамени Интернета, если мы когда-нибудь его заведём.
…А пока что жизнь идёт своим чередом. Я села писать этот текст за свой компьютер. Чтобы время не пропадало зря, включила программу местной файлообменной сети, слава богу, «Виндоус Хоум ХР» - многозадачная среда . Мои 95 расшаренных Гигабайт – это скромно . Поленившись вбивать цитаты от руки, я залезла в сеть и выкачала текст романа себе на винчестер. Я знаю, что вечером выйду сюда, на Дайри, выложу для вас эту ррецензию и буду представлять, как вы, посмеиваясь, читаете её со своих мониторов. А сама запущу аську, а то и Скайп: вечер – прекрасное время для общения с друзьями . Даже если воочию я их никогда не увижу.Резюме: бессмертный гимн глубине.Категория: «- Виртуальность отняла у нас небо, - шепчу я.
- Ты тоже это понял?
- Конечно. Мир уходит в глубину. В отражение реальности. Зачем летать к Луне или Марсу, если здесь уже доступны любые планеты? Пропал азарт. Пропал интерес»