Ты никогда не задумывался,
как странно складываются человеческие судьбы
и от каких мелочей они порой зависят?
Итак, медленно, но неуклонно я продолжаю ползти по серии дальше. «Поспорить с судьбой» открывает по моей градации следующее двукнижие, ибо прочесть третью книгу и не схватиться немедленно за следующую можно только в единственном случае: когда читаешь минимум по четвёртому разу, вот как я сейчас . И твёрдо знаешь при этом, что не в последний
…Я уже привыкла считать, что у серии «Судьба короля» два главных героя: собственно его величество и Кантор/Эль Драко/Диего – три в одном, умс . Но на этом прочтении я бы уже настаивала на трёх «премьерах»: Орландо/Пассионарио явно начал выходить на первые роли. Личность любимого руководителя и непревзойдённого оратора, эльфа и человека начинает прорисовываться всё более рельефно.
читать дальшеОсновное, что мне хотелось поведать миру о серии в целом, я уже высказала в ррецензиях на две первые книги. А в этот раз желаю ограничиться парой слов о каждом из трёх основных героев.
Орландо в этой книге светится по полной программе. Неожиданная любовь к Эльвире стала тем якорем, который накрепко приковал его к королевскому дворцу Ортана, и именно это предрешило всё дальнейшее. Ссора с Амарго по поводу свободы и запретов пошла Пассионарио только на пользу, он пережил кризис и желание бросить к чёрту всё и вся, но сумел это перебороть. Или перерасти? Скорее последнее: думаю, в свои тридцать шесть Орландо наконец-то начал взрослеть . Отношения с Эльвирой, дружба с Мафеем, намечающееся ученичество у мэтра Истрана – всё это, конечно, посылает конспирацию к чёрту, но зато позволяет Орландо жить полнокровной и уже почти нормальной жизнью, а не просто сидеть в Зелёных Горах, постепенно дурея от невозможности реализовать свою экспрессивную эльфийскую натуру. И многочисленные таланты
Ещё одна новая грань – Орландо-ясновидящий – проявляется здесь впервые. Герой озвучивает несколько буквально судьбоносных предсказаний, которые, будучи произнесены вслух, изменяют будущее «объектов». Ну как же: королевские короны для Киры и Эльвиры, свадьба Шеллара, будущий «Армагеддец». Ещё есть предсказание для Диего – о его будущих детях, которое пока не изменило ничего, кроме добавления чуточки оптимизма настрою читателей
Орландо взрослеет. Если раньше, одинокий и ненужный никому, кроме врагов, принц-нищий отвечал только за себя, то теперь он обрастает грузом друзей и ответственности. Это непривычно, поначалу тягостно, но это нормально. Всё идёт хорошо, напрасно товарищ Амарго так волнуется, всё идёт своим чередом
Товарищ Кантор – ещё один фигурант, лишившийся своего инкогнито, и даже неоднократно . То, что аналитик Шеллар вывел путём скрупулёзного накопления и сопоставления фактов, беспечный Мафей «схватил» на чисто эльфийской интуиции, да ещё и на бумаге запечатлел . Ох, быть товарищу Кантору разоблачённым собственной девушкой! И то, что она окажется в списке посвящённых самой последней, не идёт к чести Диего как знатока женских душ. Сам будет во всём виноват ! А я на это «всё» посмотрю
Кантор продолжает возвращение к себе, нелёгкий путь назад: от воина к барду. Его внутренний голос окреп и обнаглел, а вновь проснувшиеся бурные эмоции перестают поддаваться контролю. Сам он, похоже, изменений в себе не замечает. Но со стороны виднее: чуткий эмпат товарищ Пассионарио признаётся, что этот Кантор нравится ему намного больше того, предыдущего . И это обнадёживает
Ещё интересный аспект – «нелогичная» ревность кабальеро персонально к его величеству. Как на мой вкус, так это железно логичное и абсолютно обоснованное чувство. Думаю, будучи стихийным эмпатом, Диего «ловит» отголоски эмоций своей девушки, те, которые находятся за гранью разума. У Ольги не вышло бы ничего – ни с Элмаром, ни с Лаврисом, ни даже с Жаком, а вот король… Если бы не связавшее пару переселенка-мистралиец проклятие, то отношения Ольги и Шеллара могли бы выйти за границы чисто платонических. Я не говорю, что Кира подходит ему меньше, нет, скорее наоборот. Но любовь смеётся над логикой и здравым смыслом, и всегда делает это с особо циничным удовольствием
Теперь Шеллар…
Сначала я зацеплюсь за знаменитый эпизод размолвки Шеллара и Кантора. То, что Диего далеко перешёл границы приличий и заслужил трёпку, даже не обсуждается. Тут интересно другое: внезапно проявившееся разительное сходство между Шелларом и советником Блаем . Это не случайное сходство, нет-нет, Шеллар действительно довольно-таки страшный человек. И этому миру несказанно повезло, что по глубинному корню своей натуры он не злой - всего лишь любопытный. И ещё жёсткий, но только во вторую очередь . Возобладай же в нём жестокость, или честолюбие или ещё что-то не менее неприятное, и на лице Мира это непременно отразилось бы. Скорее поздно, чем рано, но всё-таки.
За этот том его величество изменился более всех. Он научился двум важнейшим, основополагающим эмоциям – гневу и страху, и это далось ему непросто. Постепенно однотонный и логичный мир Шеллара начинает расцвечиваться яркими красками обычных человеческих чувств, добавляя их в его палитру, одну за другой. А если ещё внести в этот список взаимную и всепоглощающую любовь, которая связала их с Кирой, то и в самом деле - скоро Шеллар станет совершенно непохож на себя прежнего. Недаром Джесс уже отмечала изменения в его поведении – и не всегда к лучшему. Нуу, «движение – это жизнь» (Ц), будем уповать на классическую мудрость
В этом томе по обыкновению много юмора и комических сцен, составивших славу цикла . В числе самых крупных, безусловно, королевское ухаживание и сватовство, вызвавшее такой бешеный энтузиазм и активность подданных короны . Холодноватая и замкнутая Кира в сочетании с совершенно оробевшим и растерянным Шелларом III… Такой вялотекущий роман мог бы затянуться на сколько угодно лет, даже десятилетий, если бы не данное обещание срочно жениться . Право же, страна должна быть благодарна неожиданной находчивости своего крепко пьющего Первого Паладина . И ещё, конечно, дивно хороша неподражаемая сцена явления Хоулиана народу с последующим историческим загулом и походом эльфов по бабам по фрейлинам . Я хохотала в голос
Хотя у книги есть и недостатки на мой пристрастный взгляд, как не быть? Излишне подробный пролог, призванный освежить в памяти читателей содержание предыдущего тома, имхо ни к чему. Если уж очень надо – пишите синопсис, оно окупится . Ещё вызывает огорчение слишком большое количество сплетен и пересказов героями друг другу одних и тех же событий, особенно в начале-середине книги. Это утомляет
А вот в целом… Всё как обычно у Панкеевой: «сказка – ложь, да в ней намёк…». Не описывается мир всего двумя красками: чёрной и белой, никогда. Всё перепутано, всё взаимосвязано, и ничего на самом деле не предрешено . Когда уже в финале милейший раздолбай Пассионарио умело приступает к пытке полковника Сорди, а до отвращения логичный Шеллар поступает абсолютно импульсивно, начинаешь особенно чётко это осознавать.Резюме: Панкеева остаётся единственным в своём роде мастером трагикомедии. Настолько очевидно уникальным, что я даже не вижу попыток ей подражать Категория: «Пассионарио грустно посмотрел на костёр и по-детски вытер глаза рукавом.
- Это несправедливо… Так не должно быть. Это неправильно, что кто-то должен умирать из-за меня. Я никогда не смогу к этому привыкнуть. Почему я должен жить, а кто-то другой – нет? Я всем нужен, а ты, Андреа, Бахо, Хабанера, тот же дон Аквилио, получается, никому не нужны? Это несправедливо…
- Жизнь вообще несправедливая штука, - всё так же мрачно проворчал Кантор. – Сам не знаешь? А то, что принц просит подаяния на улицах – это справедливо? А то, что великий учёный превращается в простого воина, чтобы выжить – это справедливо? А то, что барду отрубают руку, это – справедливо? Вот будешь королём, тогда и попробуй сделать так, чтобы было справедливо. А пока… ты делаешь что можешь. И даже больше. И успокойся. Ты не виноват, что тебя всё время кто-то хочет то шлёпнуть, то умыкнуть. А мы все взрослые люди и знаем, на что идём. У нас такая работа. Твоё дело – говорить, наше дело – тебя защищать любой ценой. Мы воины, и, как утверждает принц-бастард Элмар, «таков наш путь». И не говори, что ты впервые это слышишь»