Великолепный роман Владимира Богомолова «Момент истины» («В августе 44-го…») я, конечно, читала. И не один раз. Правда, не могу сказать, что помню его в подробностях, но общая канва, сохранившаяся в памяти, деликатно намекала: заснять такое огромное полотно было бы непросто даже в сериале. Режиссёр Михаил Пташук уложился чуть менее чем в два часа, поэтому я изначально настроилась на то, чтобы сделать скидку на краткость избранной формы. И эта решимость мне пригодилась
Не вижу смысла излагать сюжет, поскольку роман широко известен. Сосредоточусь именно на его киновоплощении.
читать дальшеКонечно, фильм, как и собственно сюжет, держится на группе капитана Алёхина. Выбор актёров на две центральные роли – Алёхина и Таманцева – решал всё. Нечто аморфно-невыразительное из «поколения пепси» наверняка погубило бы фильм, но к счастью этого не произошло. Выбранные создателями картины актёры, очевидно, давно и прочно популярны, это только я видела их в первый раз – Евгения Миронова (Алёхин), и во второй – Владислава Галкина (Таманцев). Исполнение Галкиным роли горемычного поэта Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите» меня вдохновило , и я была рада увидеть его ещё раз, хотя и представляла себе Таманцева внешне совершенно иначе.
Так вот, обе эти актёрские работы мне понравились, и весьма. Спокойный, уравновешенный и решительный капитан хорошо оттенялся взрывным, энергичным и подчас излишне предприимчивым старшим лейтенантом. Третий участник группы – стажёр Блинов – тоже борозды не испортил , а особо блистать на фоне двух старших товарищей ему и не полагалось. Отмечу ещё Алексея Петренко в роли генерала Егорова и две роли «третьего плана», играющие на общую атмосферу: престарелая Бета Тышкевич (квартирная хозяйка) и Александр Балуев, сыгравший диверсанта Мищенко в одной-единственной сцене.
Как результат – актёрский ансамбль смотрелся очень даже приятно . А было бы и ещё лучше, кабы не капля дёгтя в наш суп. Мне резко не понравился Сталин. Ни в коей мере не являясь поклонницей вождя народов, я всё же хотела бы избежать неуместного в стилистике данной картины гротеска. Данный конкретный генералиссимус смотрелся, увы, карикатурно. Тяжеловесный карлик а-ля Балин/Двалин с излишне крупным и тяжёлым же лицом больше всего напоминал некую маску из программы «Куклы» . Это было неприятно и, повторюсь, в стилистику не лезло. То же самое могу сказать про некоего безымянного «комиссара», строившего генерала Егорова как мальчишку. Причина мне ясна – не удержались от соблазна показать хоть краешек «кровавой гэбни» (ТМ), уж очень хотелось. А зря, ой, зря! На мою имху, следовало, не мудрствуя лукаво, постараться воспроизвести тот образ Верховного, который пестовал советский кинематограф. Невысокий, властный грузин с тяжёлым взглядом – пусть даже с сакраментальной трубкой в руках! – и, слава богу, другого нам не надо. Вы фильм про что снимаете?.. Ах, про войну! Ну и оставьте образ отца нации в покое – таким, каким он представлялся войскам и народу в те времена.
Ещё мелкие придирки.
Небритый генерал Егоров вызвал тяжёлый приступ недоумения у моего консультанта. Офицер? Пусть даже высокого ранга. А и тем более! Не под огнём и не на передовой?! Не бывает такого
В длинной финальной сцене физиономии диверсантов показались мне слегка того… отчётливо не нашими . Может, у меня взыграло предубеждение и пролетарская бдительность . А может, и в самом деле создатели переборщили.
По личности капитана Аникушина (бездарно погибшего в последней сцене). Вся его предыстория осталась за кадром, увы. На этом фоне все причитания лейтенанта Блинова о том, что он «где-то его уже видел» смотрятся лишними совершенно. Проще было бы их тогда вообще убрать – офицер и офицер. Напыщенный индюк, молча торчавший в кадре, вышел в итоге совершенно неизящно: бессловесный столб. Имхо, следовало или всё же дать предысторию (хоть немного), либо уж дожимать версию «индюка», добавив несколько сочных штрихов к характеру. А то не рыба и не мясо получилось
А теперь о хорошем
Что мне дал этот фильм. А очень ценную вещь он мне дал: он подложил мне «картинку» под тот текст, который я обязательно ещё буду читать. До сих пор я воспринимала описанное в романе достаточно умозрительно: ну лес, ну деревня, ну дороги. И вот тут-то крылся фокус: когда я посмотрела в самом начале, как Таманцев и Блинов пробираются сквозь обгоревший, заваленный грудами железа и полуразложившимися трупами лес, как Алёхин с огромным трудом выпрашивает у местных жителей ведёрко воды, то обнаружила, что подобного как-то не ожидала. Ну ещё бы: читать и увидеть хотя бы раз – это очень разные вещи.
Чтобы убедиться, что создатели не сгустили краски, как это сейчас модно, я остановила кадр и побежала к своему консультанту. Предыстория: моя Ма жила среди этих самых лесов чуть-чуть позже, чем было описано в романе, она помнит лета 1946-48гг в Белоруссии. Ма сказала – да, это было именно так, разве что трупов к тому времени уже не осталось. Леса были буквально завалены разбитой и обгоревшей техникой, нашим и немецким оружием, патронами, встречались и мины. Их, детей, пытались туда не пускать, да где там! У маминого брата, который был несколько постарше, в лесу имелся свой блиндажик и свой пулемёт, собранный из нескольких покорёженных. И он реально стрелял, да. Аналогично и про местных жителей: польское влияние на этих территориях было достаточно сильным, это тебе не средняя полоса России, где Красную Армию встречали как самого дорогого гостя. Всё было: и банды, и недоверие местных, и простая боязнь, что немцы опять вернутся и перестреляют доброхотов. Так что мой консультант полностью одобрил «атмосферу прифронтовой полосы», так бережно воссозданную в фильме.
Вот так вот. А ведь не так уж и много времени осталось до того момента, когда нам уже некого будет спросить . Да, всё записано в книгах, остались фотографии и кое-какая хроника, но всё же… Мы не видели этого, и дай нам Бог никогда не увидеть и впредь. Нам, и тем более нашим детям, придётся во многом опираться на те киноленты, которые рассказывают о войне. А, учитывая последние тенденции в отечественном кинематографе, следует как можно скорее научиться отличать фильмы стОящие от всяких «сволочей» . Пока есть, у кого спросить.
Мне понравилось. Отдельные досадные мелочи не испортили общий настрой, аккуратное воссоздание быта и в целом внимательное отношение к первоисточнику. Так что я закрыла глаза на сильно урезанную сюжетную линию. Прижмурилась на Сталина и неизбежную капельку «кровавой гэбни». Фильм «В августе 44-го…» останется у меня в памяти зеленью белорусских лесов и армейских гимнастёрок, грузовичком ГАЗ-2А, в точности таком, на каком ездил в войну мой дед, самодельным портсигаром, доставшимся мне от одного деда, и потёртыми капитанскими погонами, как у Алёхина, доставшимися от другого. Мы ушли ещё не так далеко по оси времени. И мы помним.
С Днём Победы!