Запомни, мастер:
родительство, учительство и братство –
не дружба, а любовь
Ну что ж, категория (А), так категория (А). Приступим…
«Парадоксы…» - один из двух моих любимых романов у Элеоноры Генриховны. Помню, как я прочитала его впервые, летом 2002 года. К нам книгу привезли так удачно, что я купила её аккурат перед отъездом в отпуск, и уже там читала самой первой из взятой с собой стопки. Июль, сосны, солнце… Эхх! Именно так и надо читать фэнтези: в летней зелёной гостиной длиной километра три. С видом на реку и тарахтящий на той стороне трактор. Есть в этом что-то особенное и в других условиях невоспроизводимое
[мечтательно вздыхает]
Впрочем, отвлеклась, как обычно
Продолжает больше отвлекаться, чем говорить по делуЭта книга, посвящённая Учителям и Ученикам, очень много дала мне в прошлом. Со школой/преподавателями мне в своё время не повезло, поэтому осознание того факта, что между учителем и учеником могут (и даже должны!) складываться совершенно другие отношения, стало шоком. Ведь я как привыкла: предметы скучны, учителя неинтересны, иногда даже некомпетентны, причём настолько, что я вижу их ошибки невооружённым глазом. Обучение сводится к усвоению суммы определённых фактов и формул, причём только небольшая часть из них мне интересна или нужна, остальное же следует абы как запихать в голову на короткое время, чтобы сдать контрольную/экзамен и тут же всё забыть. И что мы имели в результате? Плюс: математика, химия. Минус: русский, литература, история, физика, география, английский язык. Короче, всё в минус. Теперь, когда я оглядываюсь назад, то вижу отчётливо: в моём школьном детстве было всего два хороших учителя (хоть и не слишком приятных человека), угадайте с трёх раз по каким именно предметам
И что сейчас, по прошествии стольких лет, вгоняет меня в тоску, так это осознание того, что русский язык и литература прошли мимо. Теперь уже можно признать: это изменило мою жизнь. С недавних пор, уже в довольно почтенном возрасте, мне так понравилось играть словами и в слова, что становится ясно – это неспроста . И если бы передо мной в нежные школьные годы все семь лет (после начальной школы) не маячила одна и та же неумная, не слишком грамотная женщина, не способная в принципе на душевный порыв и сумевшая привить ученикам только одно – отвращение к классической литературе, жизнь сложилась бы иначе. Не факт что лучше, да. Но по-другому – это точно.
Вернёмся к книжке. Выстраданное мнение Кинтара о том, что самый лучший, самый опытный учитель должен заниматься с самыми зелёными новичками, поразило своей простотой и очевидной истинностью. Мысль, что отменный боец отнюдь не обязательно хорош как педагог, новой не была, но от этого нисколько не устарела . Идея, что Школы живут и воссоздаются колоссальным трудом души и тела, а умирают практически в одночасье, актуальна в наше страшное время до слёз . А то, что истинный Учитель - это тот, кто постоянно учится чему-то новому у собственных воспитанников… Дай Бог теперь уже нашим детям таких Учителей.
Да, первая часть романа нравится мне больше остальных. Плюс продолжение её идей в части четвёртой, заключительной. Полагаю, весь «педагогический» слой романа останется актуальным надолго, а скорее всего – и навсегда. Пока живо человечество – уж точно
В целом книга типична для творчества Раткевич. Крайне симпатичный и положительный герой, трудно пробивающийся в жизни. Множество хороших и тоже положительных людей, встреченных им на своём пути. Небольшое количество злодеев – умных, но не слишком дальновидных. Яркие образы, убедительные характеры, интересные придумки (одна «линька магов» чего стоила ! И ведь до чего славная идея! А «фамильная клумба Шенно» !). И, конечно, читается очень легко, по-настоящему запойно. Всё хорошо, да. А что же не так?
А ведь что-то не так. И это что-то не даёт книге с такими замечательными идеями и привлекательными героями попасть в разряд «внекатегорийных». Что же это? Я долго думала, как это сформулировать и стоит ли формулировать вообще. Ведь роман, по сути своей, Сказка. Так стоит ли мне придираться к Сказке? Нет, придираться не стану, но попробую выразить словами своё недоумение.
Слишком выспренне. Слишком велеречиво. Слишком разжёвано. Всё то, о чём я когда-то писала к сборнику «Время золота, время серебра», пусть пока и в более приемлемой форме. Внутренние монологи героя… Чёрт, не знаю, как это выразить!! Он не красуется перед собой, нет, но, может быть, это автор красуется за него перед нами, читателями? Да, герой замечательный, мы с этим уже согласны, но зачем же так длинно и так толсто на это намекать? Монологи от первого лица… они опасны. Мне кажется, они провоцируют, прежде всего самого писателя – на чрезмерное многословие и на сладкую патоку (если герой положительный). И удержаться от этого соблазна удаётся далеко не всем. Я уже давно придумала специальный термин для получившегося продукта: «карамельная мелодрама» (С) Pixi.
Возможно, конечно, что на самом деле «все пули вылетели», а что-то не так именно «на моей стороне», но всё же вряд ли. Ведь получается же у других писателей достичь нужного результата, не жертвуя сдержанностью и отказавшись от чрезмерной детализации чувств? Получается. Тогда выходит что?.. Правильно, таков творческий метод писателя. И он нравится ему, и не нравится мне.
О как! Доформулировалась до того, что даже поняла сама . Отлично, я очень довольна ! В таком разе я снимаю свои претензии: пули не долетают именно до моей стороны. И это означает, что я должна искать для себя другого, нового автора Сказок – такого, который попадал бы в унисон со мной
…Вот так и существует Человечество, учась «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» (С), так и воспроизводит само себя – не шатко и не валко. Интересно, насколько раскрыт общечеловеческий потенциал, если посмотреть в целом? Процентов на пять? Меньше? Сколько человек из нас занимается своим делом? Сколько живёт так, чтобы ощущать себя истинно живым постоянно? А хотя бы иногда?
Самый большой дефицит на Земле – не нефти, не воды, не золота и даже не человеческих мозгов. С Учителями у нас беда. Мы по большей части учим не тех, не так и не тому. А потом сидим и удивляемся – а чего это у нас жизнь такая хреновая ?
Резюме: очень правильный роман. Очень редкостный. А мне нужно искать другого писателя.
Категория:
«…Потому что именно великий воин мастер Дайр привёл школу на грань гибели. Далеко ли нам было до банды убийц? Может, один только шаг. До чего же, наверное, жутко – лепить, прижмурив глаза от удовольствия, ощущать под руками вязкую податливость глины… а потом в один прекрасные день открыть глаза и посмотреть на ужас сотворённый тобою. Увидеть дело рук своих.
Не воинам быть учителями… но кроме воинов, да притом одиночек, никого от школы не осталось. Бывает, и в руках потомственного учителя школа умирает. Бывает, что и бесславно, и мучительно, в долгой безобразной агонии. Но тот вид гибели, что ожидал нас, мог, сам того не ведая, избрать только воин»