– Вы кем себя считаете?
Лордом Форкосиганом?
Хорошо знакомые и любимые циклы обычно читаешь выборочно, так же произошло у меня и с Форкосигановской сагой. И что характерно, в последние годы я перечитывала в основном поздние, не-дендарийские романы, захваченная образом повзрослевшего и остепенившегося Майлза . Ничего странного: сейчас именно он ближе мне по возрасту и мировоззрению. В юности… о, в юности я решительно предпочитала блистательного маленького адмирала! Авантюры Нейсмита, его неиссякаемый драйв и стремление вот-сей-момент-выскочить-из-шкуры завораживали меня; на этом фоне заброшенный Майлзом, серый и скучный до потери красок, лорд Форкосиган совершенно не смотрелся. Потом вышла «Память», перелом произошёл, но я по инерции ещё некоторое время цеплялась за прежний образ, в точности как сам Майлз. Но вскоре это прошло. У обоих
И вот недавно я обнаруживаю, что… не то чтобы забыла истоки, но они подёрнулись изрядным туманом и моя
память способна вернуть только общий каркас, не расцвеченный яркими красками подлинной жизни. Это был знак: время пришло! Настало время вернуться; пора отвлечься от образов дельного-аудитора, мудрого-правителя и совсем-не-болвана и сравнить начала и концы: из чего же всё выросло? Оценить пройденный путь. И проверить заодно: а как теперь я, бесконечно далёкая от 1995-го – года первого знакомства – отреагирую на книгу?
читать дальшеВстреча состоялась и была… яркой. Да, яркой, хотя и совершенно непохожей на прежнюю, всю в азарте гонки за ускользающим контролем над обстоятельствами. Майлз, оседлавший лавину событий отчаянным ковбоем, в этот раз совершенно не показался мне гениальным. Но, как ни странно, это только добавило рассказанной истории достоверности в моих глазах! Он был… просто мальчишкой. Отчаянным и немножко шизанутым мальчишкой, без руля и без ветрил, чья жажда действий в течение многих лет оставалась неутолённой. Весь его интеллектуальный и культурный багаж, кроме уже упомянутой жажды , состоял из форского воспитания и твёрдых принципов, причудливым образом сочетавших патриархальные барраярские традиции с бетанской широтой подходов. Вот уж действительно, уникальный образчик на стыке галактических культур . На тот момент Майлз имел весьма смутные понятия о тактике и скромные о стратегии, но зато – о, бесценный дар для политика! – он отлично для своих лет разбирался в людях. А главное, они были ему интересны. И ещё один актив, весьма меня посмешивший: Майлз располагал полным набором взглядов, словечек и манер как прославленного лорда-регента Империи, так и одного из лучших генералов в её истории . И применял он их постоянно, в меру сил копируя интонацию и внутренний напор. Помогало!
По сути, не имея ничего за душой, Майлз плыл на волнах своего вдохновения, раз за разом как намыленный выскальзывая из ловушки обстоятельств на оперативный простор. Да, проблемы множились и широким шлейфом тянулись за ним по Галактике, грозя утянуть на дно, но он каждый раз опережал их, ускользая вперёд на гребне Самой Высокой Волны. Сколько это могло тянуться? Небесконечно, да. Но эскапада заняла пять месяцев – и на этот срок его хватило
Почитав отзывы в сети, я обнаружила распространённое мнение: герою слишком везёт; автор подсуживает. Мне так не показалось . Везёт – да, но умеренно, вполне в рамках авантюрно-приключенческой прозы. Вы стали бы читать о неудачнике? Я – точно нет. Эту военную кампанию выиграл не зелёный пацан-недоучка в одиночку – вот это было бы неправдоподобно; для него её выиграли люди. Опытные в большинстве своём, профессиональные солдаты, которым не хватало только лидера, точки приложения усилий, парочки свежих идей. Он дал им вектор
Саймон Иллиан много позже говорил о «работе с персоналом» как сильной стороне своего подчинённого – поверьте, он знал в этом толк.
Ну и сержант Ботари… Конечно же, сержант Ботари. Личная армия Майлза из одного человека! Его служение, жизнь и смерть – отдельная, совершенно особая удача Лоис М. Неоднозначный и оттого ещё более живой образ остаётся с нами на долгие годы, а с Майлзом – так и навсегда. Это странно, но только сейчас, перечитывая сцену смерти сержанта, я воистину ощутила, что есть Справедливость и что – Милосердие. А Майлз в свои семнадцать проявил совершенно неожиданную мудрость, приняв обстоятельства и даже не попытавшись мстить за самую большую потерю своей жизни. Он оборвал цепочку ненависти; она – не смогла
Майлз времён «Ученика воина» - семнадцатилетний Майлз – это неуправляемая ракета с огромным потенциалом. Олицетворённое желание жизни и действия. Жажды служить. В свои семнадцать он сделал главное, никто не смог бы больше: выжил в этой безумной авантюре, где мог сложить голову в любой момент – просто по недостатку мозгов . Дальнейшее было делом мудрых и опытных, и отец его не подвёл. Военная академия!! Эйрел, всю жизнь бежавший от непотизма как от чумы, даже не поморщился, прося о милости льготного зачисления. По крайней мере, на три ближайших года его наследник будет надёжно стреножен системой, не говоря уже о блестящем военном образовании, которое он не преминёт вынести из этих стен. Отец выиграл ему время, дальнейшее уже будет сознательным делом рук самого Майлза.
…Но я не могу не отметить, что нечаянный «старт военной карьеры» будущего курсанта сразу с адмиральской отметки навеки сформировал его жизненный подход. Привычка командовать, наложившись на гены десяти поколений талантливых вояк, создала личность, совершенно не приспособленную для планомерного движения по карьерной лестнице. И если «адмирал Нейсмит» трёхлетней давности был опасен прежде всего для себя и ближайшего окружения, то свежевыпущенный академией младший лейтенант Форкосиган нёс угрозу в основном для имперской службы (сам-то выкрутился бы, не сомневаюсь). Именно этот конфликт между званием и сутью стал спусковым крючком последующих, не менее интересных, романов, которые я непременно перечитаю.
Спасибо мадам Лоис за незабываемый мир и уникального героя! Я ей глубоко обязана. Всё ещё, всегда Резюме: классика авантюрно-приключенческой фантастики как она есть.Категория: