В качестве примера он выбрал стрекозу,
и объяснил, почему духовная жизнь стрекозы
гораздо богаче, чем духовная жизнь
среднего прихожанина церкви евангелистов.
«Процесс Лунного Зайца»
Называть рецку «Меган
езия», безусловно, самонадеянно: я отнюдь не прочитала весь цикл. Ограничившись самыми
крошечными романами серии – «Депортация», «Созвездие эректуса», «Процесс Лунного Зайца» и добавив к ним жалких 250 страниц «Чужой в чужом море» (ниасилила) – я всего лишь
получила некоторое представление, но высказаться имею желание.
А кто бы меня заткнул? Рецка не будет комплиментарной. Не будет и особо развёрнутой. И совсем не будет содержать перипетии сюжетов. Я желаю высказаться в общем, чем сейчас и займусь.
Однако о геополитических реалиях сказать несколько слов придётся, иначе будет непонятно.
«Конфедерация Меганезия» находится в Тихом океане, представляя собой «самую большую в мире страну с самой маленькой площадью суши». Проще говоря, это объединение островов и атоллов. Про Меганезию иногда говорят, что там «анархизм без анархии»: страна знаменита тем, что там есть правительство, но… отсутствует государство.
читать дальшеОсновываясь на Великой Хартии, принятой после Алюминиевой революции, там запрещена политика и политики. Население нанимает правительство как поставщика социальных услуг, имеет компактный, но решительный Верховный суд и профессиональные силовые структуры, в восхитительно частых случаях стреляющие на поражение . Опять же, в восхитительно частых случаях суд в качестве наказания назначает расстрел (высшая мера гуманитарной самозащиты, ВМГС), почти всегда милостиво заменяемый на депортацию. Попытка учредить государство – высшая мера, попытка организованно капать кому-нибудь на мозги с целью запретить что-либо (аборты, свинину) – то же самое. Объектом защиты Великой Хартии является человек, каждый отдельный человек, и именно его права правительство будет защищать «любыми средствами, без всякого исключения» (С).
Как раз поэтому в Меганезии живётся хорошо . Небольшие налоги (вернее, «социальные взносы»), широкие права, доступное образование, активно внедряемые сетевые технологии – Меганезия процветает. Вызывая тем самым скрежет зубовный у большинства империалистических соседей
…Теперь вы поняли, что «Меганезия» - это, извините за каламбур, тихоокеанский цикл-утопия . Мир, выстроенный автором по своему усмотрению. Время примерно наше (чуть позднее), но политическая, а за ней и экономическая реальность поставлена, опять извините, с ног на проа (полинезийская лодка). В романах в количестве присутствуют молодёжный сленг, раскованный секс и все тридцать три тропических удовольствия. Но самое главное – там обсуждается и моделируется целая куча умных и наверняка красивых теорий, слишком сложных для понимания необразованных леди
Я боюсь, что необразованные леди ценят в литературе нечто совсем другое . Они ценят… эмм… как бы это сказать… саму литературу, вот! Не столько сказку, сколько ощущение чуда. Яркие характеры. Литературные красоты. Сюжетные конструкции. Ощущение подлинности совершенно невероятных событий и существ. В общем, литература – это такое специальное волшебство, иначе не скажешь . А что мы имеем здесь?
Художественная ценность романов, увы, нулевая . Язык дубовый и примитивный (я даже не осуждаю, просто констатирую). Грамотность – выборочная; к примеру упорное слово «бАрдовое» к концу начало меня конкретно доставать . Новые персонажи вводятся в текст только для того, чтобы их распропагандировать, закружить в торнадо слов и меганезийских реалий, а затем потерять к ним интерес и выбросить. Характеры примитивны, герои больше похожи на маски: журналист, бравый вояка, девушка без комплексов, изворотливый адвокат. И они повторяются
Вы знаете, на что это больше всего похоже? На какой-то новый «мужской» жанр - новеллизацию социально-экономических теорий, госсподи меня прости . И в этом автор не одинок, я вспомню ещё Ника Горькавого и его необычную «Астровитянку», необычную прежде всего тем, что тогда я впервые столкнулась с подобным явлением. Персонажи Розова, как правило, сидят на атолле без штанов и в хороших научных терминах дискутируют на темы общечеловеческой значимости. Глядя на полотна Гогена, в это веришь с трудом
Я не говорю, что эти темы мне не близки. Воинствующий антиглобалист, воинствующий атеист и вообще ярый противник современного миропорядка и ушных макаронных изделий, автор мне сугубо симпатичен. Он да Горькавый, высокопарно выражаясь, Паладины Прогресса и вообще очень умные люди, к ним можно и нужно прислушаться. Вот только их произведения совсем не литература, это что-то другое . Да и размеры розовских творений вызывают некоторую оторопь: когда минимум три романа серии по объёму больше, чем весь «Властелин колец» , что хотите говорите, это всё же признак некоторой графомани. Для сравнения: литература – это Хольм ван Зайчик и его «Великая Ордусь». Сама не пойму, как великий еврокитайский гуманист этого добивается, но результат налицо
Но окунуться в тёплый и отнюдь не тихий океан меганезийского гостеприимства я вас отговаривать не буду. Даже напротив, если рецка вас заинтересовала, порекомендую почитать. Можно чётко гарантировать одно: после знакомства с циклом вы посмотрите на привычный окружающий мир новым, свежим и критическим взглядом. Возможно, что-то вас даже шокирует. И наверняка, многие вещи, с которыми раньше мирились, не задумываясь, вы оцените совершенно иначе.Резюме: можете почитать как публицистику, будет полезно для кругозора.Категория: Цитат я сегодня решила привести побольше, для вашего удобства и широты обзора. Из каждого прочитанного романа по одной. Но
утоплю в море, чтобы не пугать
Цитата из романа «Процесс Лунного Зайца»Цитата из романа «Процесс Лунного Зайца»
«Остенбрю взмахнул руками от избытка чувств.
— Вот как? Вместо того, чтобы очистить общество, погрязшее в пороках, вы хотите загнать в гетто всех тех, кто еще сохранил совесть и для кого пороки нестерпимы! Не лучше ли наоборот, порок загнать в гетто?
— Нет, — наставительно сказал Чизвик, — наоборот уже пробовали, и очистки не получилось, а общество погрузилось в грязь и свинство. В Римской империи водопровод существовал еще до новой эры. Но когда империя установила христианскую ортодоксию и традиции древнееврейских скотоводов, водопровод исчез. Европа утонула в грязи и, простите за пикантную подробность, оказалась поголовно заражена вшами, блохами, глистами и кишечными инфекциями. Через 1000 лет ортодоксию понемногу отменили, а водопровод был снова построен. Этот урок истории ставит перед обществом дилемму: или цивилизация с водопроводом, или ваша традиция с глистами»Цитата из романа «Созвездие эректуса»Цитата из романа «Созвездие эректуса»
« — Они как раз требуют и прав, и благ. Только не своих, а ваших. Они хотят, чтобы некие социальные блага были у вас отняты. В этом основа их психологии. Аутло не нужны обычные социальные блага, при его образе жизни они бессмысленны. Зачем трудовые права тому, кто не хочет работать, право на образование тому, кто не хочет учиться, право на неприкосновенность жилища тому, кто предпочитает жить в трущобах, или право на свободу информации тому, кто совершенно не любознателен? Но при этом аутло обидно, что вы, за счет использования этих прав, живете гораздо лучше, чем он. Вот потому-то он хочет лишить вас прав. Тогда и вы окажетесь в трущобах, а ему не будет обидно. Это же элементарно! Посмотрите: все требования аутло начинаются со слова «запретить!». Кому запретить? Да нормальным людям, конечно! Запретить вам жить лучше, чем аутло.
— Эйнар, вы представляете дело так, будто все фундаменталисты это обитатели трущоб, а ведь это не так. В вашем первом депортационном списке сплошь респектабельные люди. Далеко не бедные, на сколько я знаю.
— Вот! — удовлетворенно сказал он, — Вы добрались до сути! Фундаментализм это бизнес, как и любая организованная преступность. И в нем есть свои профессоры Мориарти. Те самые организаторы, к которым, как мы выяснили, должны применяться самые жесткие санкции. А жители трущоб, аутло, громилы, это для них инструменты»Цитата из романа «Депортация»Цитата из романа «Депортация»
«Привычный для нас пласт символов, связанных с государством, как со своего рода идолом, в Меганезии исчез из сознания людей. У меганезийцев есть специальное слово «оффи» — его употребляют, говоря о чиновниках или политиках какой-либо страны. Если вы спросите об отношениях Меганезии с Филиппинами — то в ответ услышите много всего о филиппинских обычаях, народной медицине и национальной кухне — но не о политике. Вы спросите об отношениях с филиппинцами — вам расскажут о конкретных этнических филиппинцах, которых много в Меганезии. Вы спросите: а как же каролинский кризис вокруг морской границы? Вам ответят: кризис не с Филиппинами и филиппинцами, а с филиппинскими оффи. Это огромная разница. В меганезийском учебнике истории сказано: «1.9.1939 германские оффи послали армию в Польшу» и «20.9.1941 японские оффи послали авиацию бомбить Перл-Харбор». Вы не найдете там, что одна страна напала на другую и захватила ее, или что одна страна освободилась от колониального владычества другой. «В 1950 британские оффи утратили контроль над Индией» — так там написано. Читая этот любопытный учебник, я наткнулась на определение в рамочке:
«Государство — система открытого насилия над народом, осуществляемого в интересах олигархического клана. Олигархический клан — узкая группа людей, силой, подкупом или обманом присвоившая неограниченную политическую власть и осуществляющая ее, якобы, от имени народа. По способу присвоения власти олигархические кланы делятся на:
1. аристократические или феодальные (вооруженный захват власти)
2. плутократические или капиталистические (подкуп толпы)
3. охлократические и теократические (массовый обман)
Плутократические и охлократические режимы часто маскируются под демократические. По законам Конфедерации Меганезия, покушение на создание государства, как особо опасное преступление, карается высшей мерой гуманитарной самозащиты»