Уже в который раз Надежда Попова меня удивляет. Что странно по нашим временам, приятно . Шестая книга её серии «Конгрегация» вновь оказалась хороша, и вновь – не похожа на предыдущие. Да, сохранился средневековый антураж, да, двое центральных героев остаются в фокусе, но всё остальное – в очередной раз поменялось. После нарочитой камерности
«Natura bestiarum» (№ 5) повествование вышло из душной харчевни на Божий свет, разветвилось и ушло в высшие сферы. Настолько высшие, что аристократические круги из романа
«По делам их» (№ 2) вызывают только пожатие плеч: престол Священной Римской Империи и никак иначе . Высокая политика, глубочайшие бездны людских душ. Но для меня роман оказался не об этом.
Ни слова о реальном сюжетеС момента старта серии по внутренней хронологии прошло уже девять лет. Герои возмужали, о да! Курт Гессе, выпускник номер одна тысяча двадцать один, из старательного лопоухого щенка, как и обещал, превратился в матёрого, недоверчивого пса Господнего, с бульдожьей хваткой и нечеловеческой проницательностью. Бруно Хоффмайер – недоучившийся студент – стал «отцом Бруно», чей статус «где-то между Блаженным Августином и Христом» определили, конечно, в шутку, но и это наводит на размышления. За эти годы произошло кое-что ещё, то, о чём герои даже не думали: время ушло, буквально – ушло, просыпалось сквозь пальцы, как песок. Пришло время смены поколений… Все мы не любим задумываться над этим. С самого детства между нами и Богом стоят люди, в которых мы верим, за которыми следуем, чей авторитет признаём. Да, мы можем бунтовать или спорить, но это не отменяет главного – доверия и пеленга на нравственный ориентир.
Смена поколений чаще всего настигает нас неожиданно. Только что ты был рядовым бойцом, одним из многих, и вдруг оказываешься во главе подразделения – потому что больше некому, ты старший, ты опытный, тебя учили. И «подразделения» - это если особо повезёт, не пришлось бы возглавить армию. Ведь кому-то же придётся это сделать…
Старшие уходят. Даже когда это происходит без несчастий, без бед и скандалов. Основатели Конгрегации тоже люди, со всеми их слабостями и коротким – с точки зрения истории – веком. Медленно умирает отец Бенедикт, бессменный ректор академии святого Макария Иерусалимского – со всем «комфортом» который может дать особая медицина, доступная инквизиции. О, это не личный комфорт, всё должно быть организовано с наилучшей пользой для дела. Последние указания, прощание с духовными детьми, передача дел... А Конгрегация – дело не одного поколения, на которое когда-то замахнулись четыре полных сил энтузиаста. Основатели уходят здесь и сейчас; так кто же примет знамя истинной веры из слабеющих рук? Сколько ещё продержится неутомимый, но немолодой и увечный Сфорца? И самый главный вопрос, вопрос, который всегда встаёт при передаче власти, - а каков будет новый курс? Да-да, декларирована полная преемственность, но по факту?.. Ведь все мы знаем, как это бывает.
Всё мною описанное не сюжет романа, это его фон. Действие дробится, идёт по двум направлениям двумя отдельными расследованиям, которые сойдутся только в самом конце. Отдельной линией, третьей, тянется цепь агентурных донесений и докладных записок, чьё содержание обрисовывает цели и интересы Конгрегации; плюс нам расскажут кое-что об истории её создания. Совершенно отдельный, обширно-исторический пласт – к сожалению, отвлекавший нетерпеливую меня от такой увлекательной детективной линии (даже двух).
А то, что верно для Конгрегации по делам веры, столь же верно для престола Священной Римской Империи – пусть Его Величество Рудольф здоров и физически крепок как никогда. Император устал. Бремя власти – не мельничный жернов, видный всем и каждому, но оно пригибает к земле и ранней могиле не хуже неизлечимой болезни. Трон Империи, для кого-то тяжкая ноша, а для кого-то – красная тряпка или вожделенная цель. Право же, унаследовать либо развалить Конгрегацию не рвётся столько народа! Но время конгрегатов-основателей вышло, а у Императора ещё есть несколько лет – если удастся сманеврировать, если сын-подросток выживет и вырастет, если не произойдёт какого-либо фатального несчастья, которое обрушит шаткий трон внезапно и вдруг. Центробежные тенденции в государстве сильны; только дай волю удельным князькам – и сам не заметишь, как растащат Империю на крохотные, но гордые клочочки. Цели Императора совпадают с целями Конгрегации? Прекрасно! Значит, у обоих появляется шанс.…Я давно и с упоением читаю Попову и сама себе удивляюсь: на первый, и даже на второй взгляд – здесь же нет ничего моего!! Я терпеть не могу (реальную) Инквизицию; не верю в Бога в общепринятом смысле; не интересуюсь средневековьем; не знаю истории; не симпатизирую немецкой культуре. Есть стопятьсот поводов пожать плечами и пройти мимо не оглянувшись. Но я читаю! И наслаждаюсь каждой книгой! И с радостной надеждой жду следующую! И всё это я, на которую так трудно угодить
Вы как хотите, но у происходящего может быть единственная причина: талант, помноженный на труд. И недюжинные мозги. И авторская честность, заставляющая человека писать «как он дышит» (С), а не стряпать коммерчески успешный продукт для умственных недоросликов, располагающих защёчной деньгой. Это -
литература. И как таковая, она имеет перед собой единственную цель:
сеять разумное, доброе, вечное, как заповедовал классик. А не этим ли самым отличаются Силы Света от Сил Тьмы во все времена, каким умным словом ты их ни назови ?
Резюме: как всегда, на высоком уровне.Категория: