И как у любого абсолютно положительного героя,
у него имеется абсолютно отрицательный антипод.
Это вы. Древнее Зло.
Начну с главного: впечатления от трилогии остались смешанные. С преобладанием в итоге лёгкого неодобрения – за счёт финальной книги и собственно финала. Но ведь всего романов было три! И никто их мне силком в глотку не запихивал, сама читала и большей частью получала удовольствие. Это автоматически означает, что трилогия не лишена изрядных достоинств и обладает повышенной читабельностью. А раз уж я поленилась отдельно высказаться о каждом томе, то сегодня буду вынуждена дать общий обзор с фиксацией отдельных моментов, как в плюс, так и в минус.
Итак, трилогия «Древний» состоит из следующих книг: «Катастрофа» - «Корпорация» - «Война». Мир наш; время действия: будущее, жанр: постапокалиптика. НФ, стало быть – редкая птица! По крайней мере, мои полки в основном отданы под фэнтези, представляющееся более перспективным, чем сюжеты типа «собрал звездолёт – и полетел» . К счастью, у Тармашева никто никуда не летит. По крайней мере, в начале. И уж точно не на ракете.
Он тоже начинает с главного:
Большой Всепланетный Кирдык – что может быть главней?
Что-то много получилось, извиняюсь. Спойлеры есть, но не фатальныеНачало конца выглядит более чем реалистично. Драка за последний нефтеносный шельф быстро перерастает в обмен ядерными ударами, не оставляющий надежды никому. Ситуация развивается так стремительно, что спастись удастся только крошечной части человечества, это ясно. Наше же читательское внимание полностью сосредоточено на подземном Убежище возле Новосибирска, по счастливой случайности сданном в эксплуатацию практически в день Катастрофы. С трепетом и волнением мы наблюдаем, как толпа гражданских, в основном семьи персонала Убежища, в спешке покинула мегаполис и стремится добраться до бункера, пока не ЖАХНУЛО. Всё как всегда, родные реалии узнаются безошибочно: наличие сложного и дорогостоящего объекта не гарантирует, что к нему имеются удобные подъездные пути . Когда за последней группой уже нахватавшихся радиации счастливчиков захлопывается шлюз, сопка содрогается от прямого попадания.
Приехали.
Всё же первая книга самая интересная . И наименее фантастичная из всех
2111 год?.. Почему нет? И это можно считать повезло.
Август месяц?.. В самом деле, ну а какой же ещё!
И подавно веришь во всеобщее неверие: неужели то, чего так боялись, но в глубине души всё же надеялись, что пронесёт, наконец произошло?
…События продолжают двигаться дальше. Поскольку реальной катастрофы никто не ждал, в структуре обитателей бункера образовался перекос: учёные+ВИПы+семьи с детьми – это, конечно, хорошо, но уж очень мало оказалось военных. Люди с реальным боевым опытом понадобились очень скоро, и они выполнили свой долг, вот только уплаченная цена… Все достижения передовой на то время науки не смогли защитить «Внешнюю группу», как назвали отряд, от убийственной радиации на поверхности. Бойцы схватили смертельную дозу, им оставалась пара месяцев, не больше, и потому врачи решают поместить их в анабиоз, чтобы потянуть время. Пробуждение… Лечение… Снова анабиоз… Но надежды на выздоровление по-прежнему нет, а потому только естественно, что бойцов начали будить в случае чрезвычайных обстоятельств. Зачем рисковать здоровыми людьми, когда имеются смертники, которым нечего терять?
Так возникла легенда о «Внешней группе», со временем трансформировавшаяся в сказку о «Спящих героях», а затем и вовсе коротко: о «Древних».
…Где-то на просторах Евразии, среди заселённых зверями-мутантами радиоактивных болот, на многокилометровой глубине спят люди, которые помнят время «до Катастрофы». Люди, видевшие синее небо над головой, а не одни только своды подземных нор. Высокие, сильные мужчины, каких более не рождается на Земле. Мужчины, умеющие убивать…
Вот это было действительно интересно! Редкие пробуждения; всё более значительные скачки во времени; меняющиеся вокруг люди и обстановка. Серия во многом подкупила меня именно этим. Резкая смена эпох от части к части позволяет как будто начинать каждый раз новый роман – с другими действующими лицами и свежей интригой. Неизменными остаются лишь незримо присутствующие на заднем плане бойцы «Внешней группы», возглавляемые своим лидером, Тринадцатым (номер и фамилия одновременно).
Пояснение.
Скрупулёзная точность технических деталей меня, как всегда, не волнует. Я воспринимаю происходящее как своеобразное моделирование, один из вариантов развития событий. Даже если некий момент и вызовет сомнение, я всегда предпочту психологическую достоверность технической, проверено
Итак, автор постепенно исследует земную постъядерную цивилизацию. С редкими островками уцелевших Убежищ, с их научно-торговой специализацией, со стерильной жизнью в норах/под куполами стерильного же общества: строго регламентированного, не способного к насилию, очень организованного. Вспомнив в этом месте станцию Клайн, я тихонько улыбнулась: мадам Лоис прогнозировала то же самое. Повествование мне нравилось. В какой-то момент я поймала себя на том, что читаю как бета-тестер: вот тут не слишком достоверно; здесь бы вставить пару поясняющих фраз. Да и вообще хороший редактор тексту бы не помешал
Но где-то на середине второй книги, «Корпорация», у меня стали накапливаться претензии. Роман начал заметно крениться в сторону фантастики.
[горько смеётся над собой]
Чрезмерный апгрейд героя. Чрезмерная злодейскость злодея. Чрезмерная крутость и привлекательность героини. Не говоря уже о военных операциях формата «железный кулак против листов формата А3»
Тут я начинаю размышлять на общие темы: а как же я воспринимаю фантастику? Не как лёгкое, развлекательное чтение, это ясно. И я не жду от неё комиксовой чёткости и дешёвого героизма; и нагромождением невероятных приключений и боёвки меня не купить. Не столь уж важен даже милый моему сердцу хеппи-энд. Боги-боги, оказывается, я ценю в фантастике достоверность! Я даже ухитряюсь видеть её там – когда она там есть. Доктор, это не лечится ?
Да, восприятие индивидуально, но тем не менее. Приведу пример.
Уже упомянутая ранее Буджолд – достоверна. Даже безумная её «Игра форов» достоверна, при всей фантастичности исходных предпосылок и пары совпадений. Персонажи действуют в пределах способностей и умений, отпущенных им автором при «рождении», и используют технические средства своей эпохи, не воспаряя внезапно к вершинам прогресса. Да, они учатся. Но никогда не апгрейдятся.
Вот сижу я и думаю: а это же лёгкий путь. Для автора. Возникший на пути гениально-уникальный учёный. Объявившийся откуда ни возьмись уникальный симбионт. Всемогущий Артефакт Древней Расы, который решит все проблемы – тоже уникальный, разумеется.
Заметили, как много «уникального» и сколь здесь важен фактор внезапности (ТМ)? Это уже сказки, извините, это не фантастика. А сказки у меня по другому ведомству проходят.
Так оно дальше в серии и пошло. Я одобряла борьбу с Корпорацией, но не могла смириться с «бактериями-симбионтами», усилившими героя до невозможности. Меня зацепила идея «войны 14-летних» как единственной группы землян, способной взять в руки оружие, но покоробила добыча того самого Артефакта, как единственная возможность выиграть эту войну. Супергениальность учёного Серебрякова-младшего никак не украсила повествование. А уж расфинальный финал типа «Бог-из-Машины» и вовсе не моё, извините.
Обидно.
Против реалистичной драмы первого тома «Катастрофы», третья «Война» уже смотрелась ярким чупа-чупсом в фирменной обёртке . Да, можно писать и так, многие так делают, вот только нужно ли? Автору решать. А нам решать, читать ли то, что получится.
…Пожалуй, я всё-таки хочу купить первую книгу. На память о том, что могло бы быть, да не сбылось.Резюме: попытка была неплохой.Категория: