Альдо верно и даже вовсе не медленно превращается в чудовище. Куда там Зверю Раканов, что вы, что вы ! Если Ричард, грубо говоря, дурак, то Альдо – подлец, причём по призванию. Его «спящая почка» выстрелила не то что листиком или веткой, а целым новым стволом, да каким! Беззаботный и безвредный принц-недопёсок за какие-то полгода превратился в осознанно корыстолюбивое, жестокое и подло-расчётливое чудовище, свято верящее в свою исключительность и преимущества крови. И он продолжает прогрессировать, вот что страшно! Полагаю, он уже практически созрел для уничтожения Робера, как только в том минет надобность, и не нашему неумелому интригану с ним соревноваться



Про Дика нашего Окделла наверняка уже много сказано «восторженными» читателями, так что распространяться особо не буду. Вечный мальчик, наивный подлец с гуттаперчевой совестью, с которого любого происхождения жидкость скатывается, как божья роса. Недоразумение в герцогской короне. Великолепным финальным аккордом прозвучало гордое отбытие господина «цивильного коменданта» с места невообразимой дорской катастрофы. Не мужчина.



Валентин Придд говорит мало, как и все Спруты, но зато он действует. И, как правило, весьма неглупо. Ликвидация последствий «празднества» в Доре – лишнее тому доказательство. В отличие от некоторых, он был не обязан, но он делал. Любопытно, что Робер не воспринимает Валентина ровесником Дика – показатель, однако . Является ли герцог Придд единоличным графом Медузой? Возможно, и нет. Но то, что он причастен, для меня однозначно



Роман написан очень хорошо. Эпиграфы к частям великолепны, но собственные меткие и афористичные выражения, право же, не хуже . Фразы типа «сдирает шкуры с неубитых волков и натягивает их на зайцев» или же о «баранах, вообразивших себя морисками» радовали меня на протяжении всего тома . Очень украшает и разнообразит текст яркая индивидуальность персонажей-рассказчиков с постоянной сменой точек зрения на события, тоже большой плюс.

Самое сильное впечатление произвели сцена разорения Храма Святой Октавии и, разумеется, дорская катастрофа. Финал, хотя явно и медленно катился к нехорошему, но прозвучал тем не менее неожиданной и хлёсткой оплеухой. Это редкостно. Уважаю.

А вот Хексбергское морское сражение, которое так понравилось народу, судя по отзывам, особенного впечатления на меня не произвело. Полагаю, сказалась хорррошая «прививка» из зачитанного до дыр трёхтомника Сесила Скотта Форестера о капитане Хорнблауэре – после ЭТОГО сомневаюсь, что меня вообще можно поразить морской баталией



Теперь о минусах. Для ради сохранения видимости беспристрастности

Карты. Нельзя такую колоссальную эпопею издавать без карт . Карты материка, карты стран, карта театра военных действий, Хексбергского залива – непременно! Всё в том же трёхтомнике Форестера были изумительные карты – к каждой главе! – где стрелками и пунктирами показывался весь ход сражения. Способствует, и очень!

Опечаток заметила немного, но отсутствие в оглавлении номера страницы – это было забавно

И ещё: я очень робко усомнюсь в том, что капитан Луиджи Джильди так запросто покидал свой корабль перед боем, но зато решительно настаиваю, что вышивать в карете невозможно !



Резюме: Отлично. Но мало. Следовало издавать два тома сразу, да-да-да!!

Категория:



«Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых, что угодно Создателю нашему и всем добрым людям. Если ты не убьёшь врага твоего, он убьёт тебя. А не тебя, так ближних твоих. И наступит в Талиге разорение и мерзость, возрыдают вдовы, заплачут сироты, и опечалится Создатель, когда вернётся, и спросит сильных: как допустили сие? И сгинут в Преисподней те, кто не защитил дом свой, и край свой, и женщин своих. Уразумел?»

Выдержка из проповеди отца Бонифация