Я не хочу быть упырём.
А вампиром быть не могу.
Почему-то.
Прозорливо миновав забаллотированные Тришей романы, я решила продолжить знакомство с Далиным «Берегом Стикса». Вообще-то, вампирские саги – не мой профиль, но мало ли… Ни одна тема не плоха, верую в это свято, как в Евангелие; всё скорее зависит от личности автора, его прозрений и самую чуточку – от положения звёзд Сад-ад-Забих . Несколько сдержанных, но положительных отзывов в сети от солидных людей внушали надежду.
Начало увлекло меня не слишком. Покаюсь: не люблю длинных описательных кусков, где автор растекается белкою по шкваркам, тщась поразить контрагента невиданной доселе метафорой. Для таких вещей нужен действительно нетривиальный взгляд – и глубинная потребность текста, рассказываемой истории именно в таком описании. Но довольно скоро я поняла: здесь всё так и есть.
Город – вот ключ. Город – как источник Силы, как особый организм, как действующее лицо. По мере того, как рассказывается история, время течёт: уходят февраль, март, потом апрель… Город дышит, город меняется. Санкт-Петербург… Если я и готова поверить в волшебное
инобытие какого-то города, то это будет именно Питер.
Когда я наконец вникла в сюжет, всё изменилось. Заинтересованность резко возросла, а к концу романа меня уже за уши оттащить было невозможно.
читать дальше, возможны спойлерыНе уверена, вообще-то, что это роман. Скорее конструкция выглядит как две повести, надёжно скреплённые общей темой, местом и частично – персонажами второго ряда. Что ж, тем интереснее. Нас ждут две страшные сказки, две стороны медали Сумерек, заселённых двумя видами не-мёртвых. Сразу вспомнился в очередной раз прогремевший Обоснуй – где некий аффтар, ничтоже сумнящеся, утверждал, что бывает только один вид вампиров
Конструкция Далина проста, но эффективна и внутренне непротиворечива: есть вампиры и есть упыри и вместе им не сойтись. Объяснять суть различий не стану, именно в них вся соль и сказка, это мучает героя на протяжении всей первой части книги. В чём же она, разница – между мёртвым и мёртвым, между Князем Ночи и ходячим трупом не первой свежести? Ну в чём?! Тот, кто это поймёт… Не знаю, если честно, что будет с ним. Зато заранее ясно, что ждёт того, кто не ищет ответ.
А вторая часть - она о любви.
[мечтательно смотрит в окно]
Моя тяга к не-до-конца-мёртвым бардам ни для кого не секрет, а сказка именно об этом. Когда тёмные воды Стикса жестоко разделят влюблённых – что произойдёт? Действительно ли все узы порваны, а тоска бесплодна? Но если любовь истинна… неужели ничего не изменится? Не о плотском желании речь, не о том, что современники в своём ослеплении принимают за любовь, а о союзе душ, их единстве против мира и одиночества.
Тяжело и невозможно так жить – на два мира. Да и нужно ли?..
Когда я дочитала вторую часть, то поймала себя на стойкой ассоциации со знаковым произведением отечественной литературы. Да – другой город, другая эпоха и совершенно другая история. На первый взгляд ничего общего. Но в моих глазах Питер получил своего Мастера ХХI века – и свою Маргариту.
По окончании книги остаётся ощутимое послевкусие. Печаль. Покой. Тишина. Вечная ночь. Только не смейтесь: это действительно похоже на берег Стикса – таким, как я видела его. В «Титан Квесте» . Не знаю, кто из создателей игры или дизайнеров ходил на ту сторону, но он явно там был, а потом не пожалел усилий, дабы воссоздать увиденное.
«Берег Стикса» - единственный роман «про вампиров», который мне действительно понравился. Впрочем, «понравился» - безликое слово, не отражающее сути происходящего. Если заняться самоанализом, то следует отметить высокое качество текста и столь ценимую мною компактность при исчерпывающем раскрытии темы. Я сострадала героям и беспокоилась о них, я почерпнула в книге ряд идей «для себя» - из тех, когда ты всю жизнь шкурой чувствовал нечто, но был не в силах не то что сформулировать, но даже толком осознать, а тут пришёл умный человек и разложил всё по полочкам. Подобно Трише, я начинаю сомневаться: возможно, автор всё-таки женщина?.. Сетевые миражи обманчивы, а маски души, которые надевают писатели для работы над книгой, не вдруг отличишь от их истинной сути. Впрочем, всё это неважно, суета. Главное то, что роман в чём-то изменил меня, я запомню его. И за это хочу сказать автору спасибо.Резюме: прекрасный образец умного городского фэнтези, рекомендую.Категория: «Холодно, холодно. Как упыри не дохнут от холода? Как я сам не издох от этого холода, злее, чем голод? Ведь все внутренности вымерзли… Погрейте меня, а?
Логика упыря.
Погрей тебя. Ты ж потянешь к себе. Пока не хрустнет. Тебе ж сколько ни дай – все мало.
Какая я, оказывается, гадость… Кто бы мог подумать! Вот жил-жил – и не знал. А помер – и начало открываться такое… Может быть, это какой-то странный аналог Страшного Суда? Или это мой персональный ад? Ведь тоска же, такая тоска…
И ни с кем не поговорить. И от крови прихожан Церкви Гниющей Мертвечины почему-то уже тошнит. А казалось бы…
Немного легче становилось только на улице.
Роман бродил, бродил без конца. Смотрел, как зажигаются фонари, как меркнет небо, вспыхивают окна. Как белесый серпик луны наливается золотым светом, плывет, плывет в паутине ночных облаков… Как зеленая звезда медленно поднимается над крышами. В такие минуты Роман очень любил город. Чем тише, безлюднее, таинственнее становились ночные улицы, тем город был милее. И важная ночная тайна манила к себе, манила…»