Порой даже гению нужен кто-то,
способный выполнять приказы


Хочу отметить ещё один аспект. Айвен.
Лейтенант Форпатрил оказался в привычной для себя роли грузового осла тягловой лошади , которой правит его непоседливый возница. О, он к этому привык ! Отношения кузенов, судя по унылым воспоминаниям Айвена о детстве , сложились однажды и навсегда. И хочу отметить, что Айвен справляется со своими обязанностями прекрасно. Он – единственные Силы Быстрого Реагирования, имеющиеся в подчинении у гиперактивного, но физически неполноценного брата и его единственный телохранитель. Доверие его к Майлзу безгранично, оно сидит где-то на уровне рефлексов, а может и ещё глубже. Помните одну из финальных сцен, когда Форриди и посол в шоке смотрят на высший цетагандийский орден на груди Майлза и на него самого? Только один человек в барраярской делегации остался спокоен и не испытывал подозрений. «Спасибо, что хоть ты мне веришь, братец»

Когда Майлз командует: «Хватай!», Айвен бросается на противника немедленно, без всяких рассуждений. Когда Майлз приказывает: «Жди!», Айвен тоскует, но беспрекословно врёт начальству. Насколько видно из всей серии, нет ничего, что Айвен не сделал бы для брата. Он подчиняется ему и оберегает его, насколько это в силах сделать нормальный человек. Все гении сумасшедшие, и Айвен твёрдо в этом убеждён. И ещё он убеждён в том, что несёт ответственность перед грозной леди Корделией: «постарайся держать его подальше от неприятностей, Айвен!» Полагаю, эта фраза снится бедняге по ночам . Вы пробовали когда-нибудь контролировать термоядерную реакцию?.. Умс. Это и Иллиану-то удаётся через раз.

«- Помнишь тот раз в Форкосиган-Сюрло, когда мы нашли партизанский склад с оружием и ты уговорил нас с Элен помочь тебе раскочегарить старый аэротанк? И как мы въехали на нём в сарай? Мать держала меня потом под домашним арестом месяца два, не меньше»

На протяжении сюжета Айвен, однако, дважды проявил инициативу . Идея о том, чтобы вернуть генетические банки с кораблей сатрап-губернаторов в Звёздные Ясли, принадлежит именно ему. Можно спорить, насколько она была удачной – с учётом колоссальных последствий – но то, что это позволило однозначно определить изменника и ускорило развязку – безусловно. Айвен поразил Майлза отличной идеей – подумать только !

Второй «подвиг» Айвен совершил, спасая честь барраярских мужчин в глазах столь же очаровательных, сколь и легкомысленных леди Арвен и леди Бенелло . Как бы там ни было, но он явно добился невозможного, и теперь слава об искусстве барраярских любовников не будет давать покоя прекрасным цетагандийкам

Так что обычный безмятежно-глуповатый вид лорда Форпатрила обманчив: когда он даёт себе труд задействовать весь свой потенциал … Это мимикрия, и талантливая при том. Причины её однажды сформулировала леди Корделия: «Находясь так близко к трону, насколько блестящим он смеет быть?»

И последнее. Спасая шкуру Айвена и отвлекая внимание леди Вио, Майлз устроил настоящую истерику. Да, разумеется, не имея времени на подготовку, он молол первое, что приходило в голову. А что ему приходило?..

«Я с самого начала испортил вам обедню, неужели вы этого не поняли? Но нет! Никто не принимает меня всерьёз! Так что вы похитили не того! Вы только раскрылись, сцапав расходный материал!
И так с самого детства, знаете это? Куда бы мы ни пошли вдвоём, обращаются первым всегда к нему, будто я идиот, которому нужен переводчик…
Так мне это надоело, слышите?!»


…Мы не выбираем своих братьев и сестёр, мы любим их безусловно и безраздельно. Но кто сказал, что это легко?..

«- Помнишь, - вздохнул Айвен, - тот случай в замке Форкосиганов, когда ты начитался книжек о центагандийских концлагерях времён вторжения и решил, что нам необходимо сделать подкоп для побега? Если не считать того, что ты проектировал его, а рыть пришлось нам с Элен?»

[окончание следует]