- Мы добро, мать его, или как?
- Добро, - согласился вор. – Но очень злое!
А всё-таки оно дилогия! И потому жаль, что я поверила словам мимохожего интнернет-путника «ещё не конец» и не перечла историю сначала. Ну да что уж теперь, что выросло, то выросло…
Вторая часть вышла через год с небольшим после первой и по объёму затмила её раза в два . Это первое что замечаешь, взяв в руки том. Но, поскольку я стартовала с электронного текста, аспект поначалу остался незамечен, понимание пришло позже: а что это оно всё не кончается и не кончается? Едем-едем, приключаемся-приключаемся… Пора бы и закруглиться
Как видите, сегодня я решила начать с критики.
Роман в самом деле длинноват и несколько… ээ… монотонен. На мой вкус, столько не надо, честно. Каждая сцена и ситуация по-своему хороша, но уж больно они в массе похожи друг на друга. С раскрытием характеров героев всё давно уже ясно, необходимая «сюжетная тропка» может быть намечена в меньшем количестве эпизодов – так стоит ли зазря лес-то валить? Увеличивая объём, мы поневоле снижаем скорость, а в наше время опасно позволять читателю скучать . Надо брать его на старте тёпленького и, протащив кубарем по балкам и косогорам сюжета, волочь за шиворот к финалу, приговаривая: «а-астаррожненько!.. и вот тут ещё кочечка… Наддай!!». И пусть читатель, поневоле прорвав финишную ленточку собственной тушкой, сидит потом обалдевший на дороге и ловит жабрами воздух: «Что это было?!». Путь к совершенству тернист
читать дальшеА сам по себе роман неплох. Громыко делает попытку свернуть с нахоженной тропки пресловутой юмористической фэнтези и скрыться в неверной чащобе фэнтези героической. Не забывая, впрочем, время от времени выскакивать на знакомую тропинку . Оно и правильно, наверное: стоять на месте для художника смерти подобно, но и сменить амплуа до неузнаваемости не получится, да и вряд ли это необходимо. Особенно в данном случае, когда лёгкий и приятный юмор давно стал визитной карточкой писательницы.
Правда, рассуждая о сложностях скрещивания ежа с ужом смешного и героического, мы рано или поздно упрёмся в маэстрину П., которой всё это удаётся шутя – в прямом и переносном – но флагман жанра так далеко оторвалась от преследователей, что скрылась в туманной дали и не подлежит преследованию. Так что – не спеша, своим ходом, год за годом (Ц) стоит двигаться в выбранном направлении. Рано или поздно труд себя окажет, здесь и сейчас скорее рано. Я бы поставила «Год крысы» выше «Верных врагов» и уж подавно выше «Цветка камалейника», а это внушает оптимизм.
В последние несколько лет любые катастрофы в вымышленных мирах вызывают у меня одинаковую ассоциацию: Этерна, Талиг . В "Путнице" имеются крысы, политика и природные катаклизмы а-ля падение Надора – всё говорит за то, что мы наблюдаем апокалипсис по-вольховски, ввиду мягкосердечия автора пресечённый на корню . Опять же, правильно: не каждый демиург способен сладострастно грохнуть любовно выпестованное мироздание – для такого нужен особый склад.
К счастью, как уже отмечалось, фирменный юмор Громыко никуда не делся, и всё новые придумки неутомимой великой белорусской писательницы заставляют нас смеяться и забывать о чёрной стороне бытия. Отдельно хочу отметить вкраплённые в текст авторские стихи – очень, очень даже хорошие. Пожалуй, я бы не отказалась послушать их в виде песен, как это и было заявлено. Да ещё и в исполнении Алька Хаскиля
Мне нравятся мужчины-герои Громыко. Что Лён, что Альк – разница не так велика, она скорее в деталях. Умные, образованные, гордые мужчины, рождённые для власти и не стесняющиеся эту власть применять. Скрытные. Харизматичные. Слегка загадочные. Загадочность достигается скорее тем, что от их лица повествование почти не ведётся, а наблюдатель со стороны может сколь угодно долго ломать голову, но из-за разницы в подходах и восприятии истолковать увиденное неверно.
Симпатичный читателю герой – половина успеха книги. И у Громыко она есть
Вторая половина успеха в фантастике – это удачно придуманный мир. И, как вы уже верно догадываетесь, она у Вольхи……
Непротиворечивый. В меру похожий на нашу реальность – чтобы не объяснять очевидное, в меру отличающийся – чтобы заиграть яркими красками и запомниться аудитории. А ещё важно не слишком походить на миры писателей-конкурентов… И чтобы смотрелась вся конструкция не натужно… В общем, тяжелое это дело – миротворчество
Про стихи я сказала?.. Сказала. Литературный стиль тоже на достаточной высоте, не лишая, впрочем, автора пространства для дальнейшего роста. Короче говоря, ерунду городят люди, возвещая гибель книгоиздания, задушенного халявой Интернета, пришедшей в каждый дом. Перелистнув последнюю электронную страничку романа, я отправилась в магазин и купила в бумаге обе книжки «Года крысы», что «Путницу», что «Видунью». Сама буду читать и людям давать Резюме: и вторая книга, и вся дилогия целиком рекомендуются к прочтению любителям фантастики и не только.Категория: