|
Как всегда – если не знаешь, что делать, и нужен полезный совет, лучше всего спросить его величество, он точно всё знает.
|
Что ж, «Дороги и сны» стали самой ожидаемой книгой-продолжением серии, и, судя по френд-ленте, не только для меня. Одна книга в год – много это или мало? С какой стороны посмотреть. Конечно, «по умолчанию» нам хочется всего и сразу. Но если подумать головой, то писатель, уважающий читателей и себя, ни за что не снизит качество за счёт количества и не пожелает превратиться в печатный станок а-ля Дарья Донцова
или кто у них есть ещё там (Ц). Поэтому мы год сидим, честно ждём, обсуждаем, перечитываем по семнадцатому разу, тоскливо вздыхаем
, а по весне торжественно выходим на приветственную демонстрацию. Втянулись уже
Тут ведь какая штука: многое зависит от… ээ…
перечитывабельности . Поясняю. Вот Пехов-с-дамами пишут своих «Киндрэт» тоже не спеша , но что-то каждую их новую книгу не встречают с барабанами. Более того, в обозреваемом мною пространстве читатели постепенно «отваливаются» от серии, ибо катастрофически теряют к ней интерес. Постоянно перечитывать? Побойтесь бога! Авторский текст не стоит того. Многолетняя сага способна выжить только при условии неких уникальных характеристик, способности задеть за живое и притягивать к себе читателя снова и снова, поворачиваясь при каждом перепрочтении новой гранью. Лишь в этом случае зрительский интерес сохранится, а аудитория не только не сократится, но даже продолжит расти.
Что мы и имеем здесь и сейчас
Длинное вступление, да? Давайте переходить к делу.
Небольшое количество спойлеровПанкеева верна себе . С одной стороны, она действительно «подбирает концы», что характерно для приближающегося финала, а с другой – продолжает расширять охват . В текущем томе, десятом по счёту, мы заглянули в мир шархи, на Бету (пусть ненадолго) и включили племя куфти с Каппы в орбиту своего внимания . А как их не включить? Массовое ясновидение – не то качество, которое можно игнорировать. Плюс таинственные секреты истинного бессмертия.
Само же действие шло параллельно почти во всех мирах, вот разве что эльфы не отметились – за исключением вездесущего Толика . Особенно активно трудились, естественно, на Дельте, но Каппа и Альфа тоже старались не отстать. С появлением у Мафея координат на Каппе и с утверждением его в роли «межмирового извозчика» судьба постъядерной цивилизации была предрешена: она стал проходным двором для высших магов одного закрытого мира . Хана межмировой изоляции! То, на что не решились бюрократы-чиновники с Альфы, будет теперь проделано спецотрядами с Дельты – «разгромим и уничтожим врага в его собственном логове!». Пусть никто так прямо не заявил, но дела говорят сами за себя.
События в Даэн-Риссе отчасти были предсказуемы: охмурение советником Шелларом великого и ужасного наместника Повелителя, находящегося, как выяснилось, в нежном подростковом возрасте , шло полным ходом. Неожиданно вломившаяся в эту часть сюжета Ольга так органично вплелась в планы советника - лучше не придумаешь. Что ж, наконец-то отличительные качества маэстрины – любознательность, искренность, простодушие и полное отсутствие ксенофобии – принесли кому-то пользу, а не проблемы ей самой. С устранением из уравнения Повелителя и его влияния (пусть временно) Шеллар получил шанс, и уж он его не упустит. Сейчас борьба за душу полудемона Харгана в самом разгаре , и надеюсь, что наши победят.
В процессе чтения мне пришлось удивиться, и не раз. Я думала, что угадаю итог нападения вампира на Витьку/Морковку: его возьмут в плен, утащат в Первый Оазис и будет он там терпеливо ожидать штурмовую группу, чтобы в Самой Последней Сцене Романа сыграть предсказанную роль Владыки Небесного Огня. Куда там! Всё вышло совершенно не так. Молниеносное, тихое и бескровное устранение со сцены Повелителя (опять же, пусть временно!) стало ещё одним сюрпризом. Интересность продолжала нарастать
Несколько слов о Витьке Кангреме персонально. Уже некоторое время я размышляю о его странной судьбе. Ну не может такого быть, чтобы всё это было случайно!! Такая невезучесть, такая фатальная невписываемость человека куда бы то ни было – и это при наличии ума, совести, чести и ряда прочих положительных качеств. Нет, стандартный вариант «на детях гения природа отдыхает» здесь не проходит: не мог Кангрем-старший выжрать судьбу и удачу собственного сына, не похоже на это, никак. Сдаётся мне, что фокус в другом. За стоическое Витькино терпение, за непробиваемую честность его и порядочность – ведь не скурвился же, как агенты с Дельты? а куда больше оснований имел! – ждёт его от Судьбы ба-альшое вознаграждение. Полагаю, в весьма своеобразной форме, в виде поступка - отчаянного и не слишком разумного с точки зрения обывателя, но зато такого, который отразится сразу на нескольких мирах. И вряд ли широкие круги об этом когда-то узнают, и точно человечество не будет пылать благодарностью, но Витьке-то эти реверансы точно без надобности. Заношенная куртка, одинокая неустроенная жизнь, несколько верных друзей и собутыльников – что ещё нужно воину для счастья?
А Судьба – она дама с причудами, что да то да
Любо-дорого было смотреть, как автор подбирает концы, разбросанные по девяти предыдущим томам – по крайней мере те, которые мне удалось заметить . Всему нашлось своё место в сюжете и свой срок: и чакре Трёх Лун, и нечаянному заклинанию Мафея из третьей книги, и радужному кубику, и «авторской разработке» мэтра Алехандро. И даже то, о чём и думать не думалось, сыграло: потерянная голова господина Хаббарда, и та пригодилась
Как всегда, в романе нашлось место для лирических сцен: история любви мэтрессы Стеллы и несгибаемого революционера товарища Амарго была рассказана ночью у костра, напомнив слушателям – война не вечна. Им всем есть за что бороться и что защищать
Также хочу отметить адекватное в этот раз оформление обложки, далёкое от изысканного безумия прошлого тома
Правда, меня обеспокоила пара вопросов по ходу дела. Первый, моё явное упущение – что за сон был у Мафея по поводу куфтийской пирамиды и кто в нём фигурировал? (Напомните кто-нибудь, христом-богом прошу!) И странность вторая: почему исчезновение Повелителя со своего рабочего места не вызвало никакой волны в мире Каппа? Да, там плохо со связью, я помню – но не до такой же степени, чтобы столь поразительная весть не облетела все Оазисы без исключений? Тоже объясните, если можно
Подойдя к концу и только-только заскучав, что история оборвётся на Самом Интересном Месте, я набрела на восхитительный, какой-то мелко-мозаичный финал . Персонажи, не видя друг друга, со слаженностью часового механизма исполняли свои маленькие роли, по очереди подходя к краю рампы и кидая реплику в зал . Словно труппа Погорелого театра, они ставили самый большой в мире Дельта спектакль: постановку непревзойдённого режиссёра, его величества Шеллара III «Мистерия об исчезновении девушки и дракона»
Продолжение следует! Резюме: долгожданное продолжение Категория: «О том, что спасать их может быть уже поздно, Ольга старалась не думать. Вернее, изыскивала всевозможные опровержения для этой навязчивой мысли. До недавнего времени получались они хлипкие и шаткие. Но известие о «предательстве» короля, высказанное на днях виконтом Бакарри, придало Ольгиным надеждам твёрдую опору и основательность. Ни за что, ни при каких железных доказательствах не поверила бы Ольга, что его бывшее величество Шеллар способен переметнуться на сторону врага и бросить в беде друзей. Если он остался здесь, поклонился завоевателям и даже, как говорят, вступил в орден, то только с одной целью – внедриться в логово врагов и уничтожить их изнутри. И если он узнал, что здесь содержатся в плену Жак, Мафей и Диего, его величество найдёт способ если не освободить их, то хотя бы сохранить им жизнь. Уж что-что, а вешать лапшу на уши он умеет в совершенстве, опомниться не успеешь, как проникнешься непоколебимой уверенностью: всё именно так, как он сказал, и делать нужно то, что он сказал, потому что так будет лучше всего! Для этого даже необязательно быть таким лопухом, как маэстрина Ольга, - его величество и куда более хитрых и умных противников успешно обводил вокруг пальца»